Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Нефтегазовая отрасль. Инвестиционная деятельность российских и зарубежных нефтегазовых компаний

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании - очень крупные предприятия “стратегического” значения. Кроме того существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для “импорта” современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Компания “Пурнефтегаз” планирует привлечь иностранных инвестиций на сумму $15 млн. путем продажи крупного пакета своих акций, приобретенных на вторичном рынке. Привлеченные средства планируется направить на реализацию крупных инвестиционных проектов, среди которых совместное с компанией Shell освоение Комсомольского нефтяного месторождения, освоение и модернизация Харампурского нефтегазового месторождения.

Банк Societe Generale Vostok кредитует две нефтедобывающие компании - “Татнефть” ($280 млн.) и “Черногорнефть” ($50 млн.).

С помощью новых технологий СП “Комиарктикойл” достигло трехкратного увеличения добычи нефти с части Верхне-Возейского месторождения. Иностранные учредители СП - канадская фирма “Галф-Канада” и английская “Бритиш гэз”. Тем не менее “Галф-Канада” выразила желание продать свою долю (25%) в СП, подчеркнув, что, хотя капиталовложения перспективны с технической точки зрения, они слишком рискованны из-за постоянно меняющихся экономических условий.

Американский нефтяной концерн АРКО (ARCO) объявил 29 сентября 1995 г. о приобретении конвертируемых облигаций НК “ЛУКойл”, которые после конвертации в апреле 1996 г. будут составлять 5,7% уставного капитала компании. АРКО приобрела 241000 облигаций “ЛУКойла” на сумму в $250 млн. Облигации будут обменены на голосующие акции общим числом 40,9 млн. в апреле 1996 года, что превратит американский концерн в крупнейшего держателя облигаций “ЛУКойла”.

Англо-американо-норвежский консорциум в составе Brown and Root, Smedvig, Petek и Instance стал победителем тендера на право реализации газовой программы Томской области. Программа предусматривает разработку Северо-Васюганского, Мельджинского и Казанского месторождений газа с доказанными запасами около 300 млрд.куб.м. газа.

Кали-Банк ГмбХ, дочерняя фирма германской компании Wintershall AG предоставит российскому акционерному обществу “Газпром” кредит в размере DM1 млрд., сообщили Агентству нефтяной информации в пресс-службе “Газпрома”. Кредит будет использован для реализации проекта строительства газопровода Ямал - Западная Европа.

РАО “Газпром” и немецкий концерн “BASF” подписали соглашение о выделении 1 млрд. марок для реализации проекта по поставке ямальского газа в западную Европу. Средства немецкой стороны для разработки газовых месторождений на Ямале выделяются под гарантии “Газпрома” и проект осуществляется без участия правительства РФ.

Международный консорциум Timan Pechora Company в составе Texaco, Exxon, Amoco, Norsk Hydro и Роснефти намерен разрабатывать Тимано-печорское месторождение с извлекаемыми запасами около 400 млн. тонн.

Южно-корейская ФПГ “Хендэ” проявляет интерес к Ковыткинскому газовому месторождению в Иркутской области.

Эксимбанк США и Центробанк РФ достигли договоренности о выдаче лицензий Центробанка на открытие залоговых счетов, что фактически является завершающим шагом в процессе подготовки к участию Эксимбанка США в кредитовании российских предприятий “Нижневартовскнефтегаз”, “Пермьнефть”, “Татнефть”, “Черногорнефть” и “Томскнефть”.

Американский фонд Tempelton Investment Management намерен через свое подразделение фонд Tempelton Russia инвестировать в “Пермнефть” и “Коминефть”.

Общая стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения в Мурманской области, которое будет вести российская компания “Росшельф”, оценивается, примерно, в $10-12 млрд. Планируется провести международный тендер на финансирование проекта. Интерес к тендеру проявили некоторые западные компании и банки, в частности, американские Goldman Sax и Morgan Stanley.

Правительство РФ и дочерняя фирма французской компании Total “Тоталь Разведка Разработка Россия” подписали 20.12.95 г. соглашение о разработке Харьягинского нефтегазового месторождения. Извлекаемые запасы оцениваются в 160.4 млн. тонн. Соглашение предусматривает разработку месторождения французской компанией в течение 33 лет, что потребует от Total инвестиций в размере $1 млрд.

Изучение зарубежного опыта управления и развития нефтегазовой отрасли, исследование основных проблем отрасли в странах, являющихся конкурентами России на мировом нефтегазовом рынке, а также тенденций развития мирового нефтегазового комплекса в целом является необходимым условием для формирования научных представлений об основных направлениях повышения эффективности функционирования современной российской нефтегазовой отрасли как составной части мировой. Российская практика управления нефтегазовой отраслью заметно отличается от тех, которые применяются в зарубежных странах. Так, например, в странах с либеральным подходом частные компании могут разрабатывать месторождения самостоятельно, прямое государственное участие в добыче отсутствует либо незначительно.

Интересными с точки зрения регулирования рынка нефти и газа является опыт США и Канады. Мировая экономика к характерным особенностям американского энергетического рынка относит: жесткое ограничение на использование иностранного капитала при добыче углеводородов; патентная система на право проведения разведочных работ и добычу углеводородов; эффективное правовое обеспечение; жесткая антимонопольная политика, предусматривающая равный доступ компаний к рынку, исключающий монопольное положение любой из них даже на территории отдельного штата; тенденция к усилению централизованного регулирующего воздействия на НГК. На рынке США осуществляют деятельность тысячи частных добывающих компаний. При этом отсутствует налог на добычу полезных ископае-мых (НДПИ), что способствует более легкому достижению рентабельности. Добыча нефти дебюрократизирована. В отличие от России, где управление осуществляется через тяжеловесную систему бюджетного планирования с минимальными возможностями оперативного корректирования, в США местные нефтедобытчики имеют возможность оперативно и гибко реагировать на изменения рынка. Наличие значительного числа небольших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) полностью снимает проблему реализации добытой нефти. Так, в России действуют всего 50, а в США - более 8 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в нефтяной сфере. Канада осуществляет действенное разноплановое регулирование сферы недропользования, которое производится на основе принципов обеспечения эффективного использования недр, недопущения неоправданного истощения запасов, обеспечения эффективности экспорта с точки зрения национальных интересов.

В Канаде действует гибкая система налогообложения недропользования: регулируются ставки налогов, предоставляются «налоговые каникулы», применяется система скидок. Роялти зависят от цен на нефть, дебита скважин, качества нефти, типа месторождений, уровня издержек на добычу и транспорт, времени открытия. Такой механизм поощряет поиск и разведку новых месторождений и площадей, системно повышает эффективность нефтедобычи. Налоговая нагрузка нефтедобычи в стране относительно высока. Налог на прибыль составляет 40,8-45,8%, в том числе федеральный - 28%, отчисления в провинциальный бюджет - 12,6-17,8%. Совокупная доля государства в доходах от добычи нефти по экспертным оценкам составляет 45-52%. Кроме того, одним из основных направлений регулирования является стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций. Закон об иностранных инвестициях содержит такие условия их привлечения, которые обеспечивают соблюдение интересов Канады в области эффективного использования ресурсов, охраны природной среды, коммерческих интересов, поддержку геологоразведочных работ (включая прямое субсидирование), экспортный контроль (включая контроль за возвратом экспортных доходов), протекционизм в отношении богатых ресурсами, но слабо освоенных районов, а также соблюдение интересов коренного населения.

Крайне показательно с точки зрения российской действительности, применяются также такие меры, как запрет компаниям и фирмам с участием государства использовать офшорные схемы; запрет на участие менеджеров компаний с государственным участием на создание собственных фирм, которые могут быть использованы для вывода активов компаний, в том числе в офшоры; контроль за доходами компаний.

В крупных нефтедобывающих странах доходы от экспорта нефти органично перевариваются и усваиваются национальными экономиками и перераспределяются среди многочисленного населения. В арабских монархиях ситуация иная. Огромные нефтяные доходы растворило в себе немногочисленное население.

По запасам нефти и газа первое место занимает Ближний и Средний Восток. Страны этого региона на протяжении последних десятилетий входят в десятку лидеров мировой нефте- и газодобычи. Огромные запасы нефти и газа, а также высокий уровень их добычи при небольшой численности коренного населения являются главными факторами для стран подобного типа. Нефтегазовая отрасль полностью национализирована и контролируется государством через государственные нефтяные компании.

Крупнейшие страны-нефтеэкспортеры Ближнего и Среднего Востока весьма преуспели в области инвестирования в западную экономику путем целенаправленных вложений в структуры транснациональных корпораций и крупных международных финансовых организаций (включая МБРР и МВФ). Объем иностранных инвестиций Саудовской Аравии исчисляется уже сотнями миллиардами долларов, причем большая часть направляется в США. Кувейт является совладельцем десятков британских, канадских, американских, западноевропейских и японских компаний (British Petroleum, General Motors, IBM, Kodak, Total, Sony и др).

Помимо трех НПЗ на своей территории Кувейт владеет тремя европейскими заводами - в Дании, Нидерландах и Италии. В собственности Кувейта тысячи АЗС в Дании, Швеции, Великобритании, Италии и Норвегии, десять авиазаправочных станций в крупных западноевропейских аэропортах. Обладая флотом из 25 собственных танкеров, Кувейт, по сути, имеет сегодня собственную сеть сбыта (весь цикл от добычи до продажи конечному потребителю) для значительной части добываемой нефти. Прибыль от заграничных капиталовложений становится все более существенным источником валютных доходов. Таким образом, одним из стратегических направлений нефтяной политики стран Ближнего и Среднего Востока является создание инфраструктуры переработки нефти и сбыта нефтепродуктов за рубежом путем приобретения активов иностранных нефтекомпаний, что позволяет осуществлять эффективный контроль за полным циклом добычи, переработки, и сбыта. Практический интерес представляет также опыт Норвегии, в котором нефтегазовая отрасль занимает наибольший удельный вес в структуре ВВП, при этом полностью контролируется государством. Данная отрасль является крупнейшим источником доходов страны, а также важнейшим драйвером технологического и инновационного развития. В 2012 г. на нефтегазовый сектор пришлось 23 % ВВП, 30 % поступлений в государственный бюджет, 52 % экспортных доходов и 29 % всех инвестиций. Норвегия занимает седьмое место среди крупнейших мировых экспортеров нефти и третье - среди экспортеров газа (по данным за 2013 год).

Доходы от нефтегазовой промышленности Норвегии поступают в Государственный Пенсионный Фонд, а затем инвестируется в иностранные ценные бумаги. Фонд, являясь одновременно сберегательным и стабилизационным, обеспечивает долгосрочную стабильность бюджетной системы страны. Правительство Норвегии формирует политику нефтегазового сектора, осуществляет долгосрочное планирование в отрасли, выбирает территории, на которые могут быть выданы лицензии, проводит оценку запасов, геологоразведку неизученных площадей и т.д. Государство контролирует реализацию проектов на всех этапах, требуя от компаний программу бурения, отчет об открытии залежи, план по добыче, план по транспортировке, план по переработки добытого сырья и обеспечивая их соблюдение. За формирование энергетической политики Норвегии отвечает Министерство энергетики и нефти. Оно же играет ключевую роль в выдаче лицензий.

Оперативный контроль за соблюдением условий лицензий осуществляет Норвежский нефтяной директорат, который подведомственен Министерству. Сильной стороной нефтегазового комплекса Норвегии является выбранная модель управления, основным элементом которой стало государственное регулирование. Государством изначально была разработана эффективная программа развития нефтегазодобывающего комплекса, были поставлены правильные задачи: национальный контроль и участие в нефтяных проектах, рациональность управления ресурсами, высокий уровень технологической компетентности, долговременный потенциал. Среди методов достижения поставленных целей были выбраны активное привлечение зарубежных лидеров отрасли и стремительное заимствование финансовых и интеллектуальных ресурсов для вложения в нефтедобычу. Подпуская иностранные компании к своим запасам, Норвегия обязала их передавать свой технологический опыт и готовить местные кадры. Также транснациональные нефтяные компании были обязаны вносить свой вклад в финансирование проектных инженерных программ, что позволило стране решить множество научноисследовательских задач. Высокая развитость экономики, в частности социальной сферы, (перефразировать, так как экономика и частная сфера - не одно и то же) Норвегии свидетельствуют об эффективности проводимой политики в области недропользования, управления нефтегазовым сектором и его правового регулирования. - почему фрагмент текста выделен серым цветом? П

Таблица 1. Особенности развития рынка нефти и газа зарубежных стран

Особенности

  • ? жесткое ограничение на использование иностранного капитала;
  • ? патентная система на право проведения разведочных работ и добычу;
  • ? эффективное правовое обеспечение;
  • ? жесткая антимонопольная политика;
  • ? тенденция к усилению централизованного регулирующего воздействия на НГК;
  • ? отсутствие налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • ? разноплановое регулирование сферы недропользования;
  • ? гибкая система налогообложения недропользования;
  • ? стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций.

Ближний и Средний Восток

  • ? нефтегазовая отрасль полностью национализирована;
  • ? инвестирование в западную экономику путем целенаправленных вложение в структуры транснациональных корпораций и крупных международных фи-нансовых организаций;
  • ? создание инфраструктуры переработки нефти и сбыта нефтепродуктов за рубежом

Норвегия

  • ? эффективная модель управления, основным элементом которой является го-сударственное регулирование;
  • ? национальный контроль и участие в нефтяных проектах;
  • ? рациональность управления ресурсами;
  • ? высокий уровень технологической компетентности;
  • ? активное привлечение зарубежных лидеров отрасли и стремительное заимствование финансовых и интеллектуальных ресурсов для вложения в нефтедобычу

Таким образом, ряд приведенных выше подходов имеет актуальное значение для дальнейшего совершенствования механизмов развития рынка нефти и газа. К ним относятся регулирование отрасли со стороны государства, жесткая позиция в отстаивании национальных интересов, использование нефтегазовых доходов для инвестирования в национальную экономику, ориентация на инновационные технологии и т.д. Изучение и рациональное применение зарубежного опыта позволит повысить эффективность нефтегазового комплекса России.

13:08 — REGNUM Иран начинает отбор иностранных компаний, которые планируют принимать участие в крупных местных нефтегазовых проектах. В частности, в разработке месторождений углеводородов. Об этом стало известно из сообщения, размещенного на сайте Национальной иранской нефтяной компании (NIOC).

Прием заявок от зарубежных нефтедобытчиков начался в понедельник, 17 октября, и продлится до 19 ноября текущего года. NIOC приглашает к участию в предквалификационном отборе заинтересованных в сфере разведки и добычи черного золота инвесторов. Окончательный список выбранных организаций компания опубликует 7 декабря. Однако до сих пор ИРИ не огласила конкретный список проектов, о которых идет речь.

После отмены в январе этого года западных санкций в отношении Ирана, введенных за ядерную программу страны, ИРИ пытается нарастить добычу нефти и долю рынка до досанкционных показателей. Сначала иранские власти заявляли, что увеличат производство до намеченных 4 млн баррелей в сутки к июню этого года, потом — к сентябрю. Сейчас и вовсе перенесли сроки на 2019 год. Стало очевидно, что без финансовых инвестиций зарубежных компаний Ирану самому не справиться. Поэтому для увеличения привлекательности своих нефтегазовых месторождений Тегеран в августе этого года утвердил новую модель нефтяных контрактов для иностранных инвесторов (IPC). Согласно иранскому плану, нефтегазовой отрасли страны необходимо около $150 млрд инвестиций, чтобы к 2020 году увеличить добычу на миллион баррелей в сутки. Таким образом, за ближайшие два года ИРИ намерена подписать с зарубежными компаниями контракты на $25 млрд.

IPC предусматривает более гибкие условия деятельности зарубежных компаний по сравнению с прошлыми контрактами. Детали контрактов до сих пор не разглашаются. Но известно, что теперь иностранные инвесторы смогут заключать контракты сроком до 20 лет, что позволит компаниям как минимум возместить свои затраты. Старые контракты предполагали единовременную выплату, и срок их действия составлял всего пять лет.

Иранская национальная нефтяная компания уже подписала первый контракт по новой модели в октябре, но не с иностранной компанией, а местной Setad Ejraye Farman Emam. Эту компанию американские массмедиа называют частью конгломерата иранского лидераАли Хаменеи . По условиям контракта, предусматривается повышение методов нефтеотдачи пластов и увеличение добычи нефти на месторождении Купал в рамках разработки второй фазы месторождения Яран.

Ранее ИА REGNUM сообщало, что норвежские, голландские, британские компании в конце августа текущего года уже заявили о том, что заинтересованы в совместной работе с Тегераном в нефтяной отрасли, и попросили предоставить им возможность изучать территории в Каспийском море. Правда, заместитель генерального директора Национальной иранской нефтяной компании Голам-Реза Манучехри не уточнил, о каких компаниях идет речь. Однако, по словам Манучехри, Тегеран уже предложил зарубежным инвесторам принять участие в разведке и разработке одновременно в четырех проектах по добыче углеводородов в Каспийском море. В частности, месторождения «Сардар-е Джангал».

Что касается российско-иранского сотрудничества в нефтяной отрасли, то в августе посол РФ в Тегеране Леван Джагарян рассказывал, что российские нефтекомпании интересуются иранскими нефтяными проектами. В основном речь, конечно, идет о добычных проектах, однако возможно и участие в сфере нефтепереработки и нефтехимии. Более того, допускается и вариант создания консорциума российских нефтекомпаний для работы в Иране, заявил Джагарян.

О своем желании работать в Иране ранее заявлял «Лукойл». По словам российского посла, компания рассматривает участие в проектах по разработке двух месторождений в районе города Ахваз на западе ИРИ. Возможно возвращение «Лукойла» в проект «Анаран», где до введения санкций работала компания. Также сейчас на стадии согласования находятся меморандумы о сотрудничестве «Газпром нефти», «Газпрома» с иранскими нефтяной и газовой компаниями NIOC и NIGC в области разработки нефтегазовых месторождений. Интерес к участию в иранских проектах также выразили «Зарубежнефть» и «Татнефть».

Россия является крупнейшим производителем углеводородов в мире. Высокие цены на нефть и газ способствуют аккумуляции российскими нефтегазовыми компаниями значительных инвестиционных ресурсов. В связи с этим участие иностранных компаний в нефтегазовом бизнесе в качестве источника значительных капиталовложений становится менее актуальным по сравнению с возможностью привлечения технологий, позволяющих российским компаниям повысить эффективность собственного бизнеса в суровых природно-климатических и географических условиях (шельфы северных морей). Кроме того, экспортируя основную часть своей продукции, российские компании заинтересованы в получении доступа к нефтегазовым активам в странах-потребителях. К настоящему времени в России сложилось несколько эффективных, отработанных на практике схем деятельности иностранных компаний.

Покупка пакета акций крупной российской ВИНК. По это схеме, в частности, действуют британская компания BP (в 2003 г. BP приобрела 50 % ОАО "ТНК" у российской ФПГ "Альфа-Групп" и российско-американского холдинга Access/Ренова за 6,57 млрд дол.; в январе 2004 г. ВР и Access/Ренова заключили договор о включении 50%-й доли ВР в компании "Славнефть" в ОАО "ТНК-ВР"), и американская компания ConocoPhillips (приобретение в 2004 г. 7,59%-й доли ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", находившейся в федеральной собственности, за 1,988 млрд дол.; в последующем доля иностранного инвестора была доведена до 11,3 %, а в дальнейшем предполагается расширение пакета до 20 %).

В 2006 г. доля иностранных инвесторов в структуре акционерного капитала ОАО "Газпром" составила 7,4%, из которых 4,4 % обращалось в форме АДР, а 3 % в форме обыкновенных акций принадлежали компании (табл.9). При этом за последний год этот показатель уменьшился на 4,1 %. Часть акций компании, зарегистрированная за рубежом, была переоформлена на российские юридические лица.

Создание СП и консорциумов с российскими компаниями. Примерами могут служить СП "Полярное сияние" (по 50 % у ОАО "НК "Роснефть" и ConocoPhillips с объемом добычи в 0,7 млн т); ООО "СП "Ваньеганнефть" (по 50 % у "Оксидентал Россия" и ОАО "ТНК-ВР"); СП "Нарьянмарнефтегаз" (ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" и ConocoPhillips); а также СП, созданное ОАО "НК "Роснефть" и китайской Sinopec (СП для управления производственной деятельностью ОАО "Удмуртнефть", в котором российской стороне будет принадлежать доля в 51 %, китайской - 49 %); СП для геологической разведки и изучения Венинского района по проекту "Сахалин-3". Сюда же можно отнести СП "Восток Энерджи" (ОАО "НК "Роснефть" и CNPC с 51 и 49 % акций соответственно).

Таблица 9. Структура акционерного капитала ОАО “Газпром” в 1996-2006 гг.

Держатели акций

Доли акционерного капитала по годам, %

Российская Федерация

Российские юридические лица

Российские физические лица

Иностранные инвесторы

Следует отметить и СП Nord Stream AG (ОАО "Газпром", BASF и E.ON - 51,0; 24,5 и 24,5 % соответственно) по строительству Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двухниточном исполнении, превысят 4 млрд евро.

Другой пример - СП, созданное ОАО "Газпром" и Wintershal по освоению Южно-Русского месторождения. Планируется, что ОАО "Газпром" увеличит свою долю в российско-германском СП Wingas до 50 % (минус 1 акция) и получит долю в капитале компании группы Wintershal. В свою очередь Wintershal получит 25 % (минус 1 акция) и пакет неголосующих акций в компании ОАО “Севернефтегазпром”, владеющей лицензией на Южно-Русское месторождение. Еще одно СП - ООО “Ачимгаз” создано ОАО “Газпром” и Wintershal на паритетных условиях для разработки первого опытного участка ачимовских залежей Уренгойского газонефтеконденсатного месторождения.

Наконец, следует отметить предприятие Salym Petroleum Development (СП, созданное Royal Dutch/Shell и компанией "Эвихон", контролируемой Sibir Energy), разрабатывающее три месторождения Салымской группы.

Продолжает оставаться неясным создание СП для освоения Штокмановского месторождения.

Участие в проектах на условиях СРП. В настоящее время на условиях СРП в России реализуются три проекта - разработка Харьягинского месторождения компанией Total, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

В проект "Сахалин-1" входят три морских месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Участники проекта - ExxonMobil (30 %, оператор), японский консорциум "СОДЕКО" (30 %); индийская ONGC Videsh (20 %), ОАО "НК "Роснефть" (20 %).

Проект "Сахалин-2" "атакован" МПР России и ныне находится в стадии реформирования, где контрольный пакет инвесторы (Shell, Mitsui и Mitsubishi) уступили ОАО "Газпром" за 7,45 млрд дол.

Прояснилась судьба Харьягинского проекта, участниками которого являются французская Тотаl (50 %, оператор), норвежская Hydro (40 %) и российская ОАО "Ненецкая нефтяная компания" (10 %).В настоящее время все взаимные претензии сняты.

Участие в покупке мелких нефтяных компаний. Иностранные инвесторы активно приобретают небольшие российские компании, не консолидированные в состав крупных ВИНК, а также регистрируют в России юридические лица для участия в проектах освоения небольших нефтегазовых месторождений. Примерами могут служить "Восточная транснациональная компания", ОАО "Печоранефтегаз", ЗАО "Татех", ОАО "Самара-Нафта" и др. В Восточной Сибири лицензией на разведку и разработку Дулисьминского месторождения владеет ООО "НК "Дулисьма", принадлежащее Urals Energy Holdings Ltd. (Великобритания); Тамбейское месторождение контролируется ОАО "Тамбейнефтегаз" и Repsol (Испания).

Участие в подрядных работах и заключение сервисных контрактов. Крупные иностранные и мультинациональные сервисные, строительные и нефтегазовые компании участвуют в проектах НГК России через участие в подрядных работах и оказание сервисных услуг. Иностранный капитал стоит за большинством действующих в России сервисных компаний - Евразийской буровой компанией, группой "Интегра" и российскими подразделениями мировых сервисных компаний Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и др. В начале 2005 г. завершилась сделка по продаже компании "ЛУКОЙЛ-Бурение" сервисной группе - Eurasia Drilling Compаny Ltd. В июле 2005 г. Schlumberger передан контрольный пакет российской сервисной компании "Петроальянс". Американская компания Baker Hughes создала крупный сервисный центр в Ямало-Ненецком АО.

Деятельность иностранных компаний в качестве подрядчиков в основном сосредоточена в секторах, где российские технологии уступают уровню западных:

· разведка и добыча углеводородов на шельфе;

· проектирование строительства скважин, телеметрия в процессе бурения, оценка пласта для оптимизации эффективности бурения и позиционирования наклонно направленных скважин; оценка коллекторов;

· "скважинные" услуги по интенсификации добычи (включая гидроразрыв пласта, кислотную обработку и др.);

· испытание скважин, отбор проб на поверхности и из призабойной зоны, применение замерных приборов и насосов MultiPhase, скважинный мониторинг, замеры температуры и давления с помощью oптико-волоконных методов, стандартные и "интеллектуальные" методики заканчивания скважин и др.

Квазииностранные инвестиции. Эта схема представляет собой регистрацию российскими предпринимателями компаний за рубежом, прежде всего в оффшорных зонах или в странах с либеральным налоговым режимом. В 1990-е гг. многие российские нефтегазовые компании регистрировали управляющую компанию в оффшорной зоне с целью минимизации налогообложения, поэтому первоначально выведенные из России за рубеж финансовые средства впоследствии возвращались в форме иностранных инвестиций. В последние годы в связи с ужесточением финансовой дисциплины в стране, формированием новой организационной структуры нефтегазовой отрасли, изменением структуры собственности, усилением государственных компаний (ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром") практически все управляющие и производственные структуры российских ВИНК перешли под юрисдикцию РФ.

В то же время остается достаточно большое число мелких компаний, которые контролируются российским бизнесом, но формально зарегистрированы на территории других стран (Sibir Energy, "Енисейнефтегаз" и др.).

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал