Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Эссе «Налоги- паруса государства. Значение налогообложения для государства Эссе «Чтобы счастлива, сильна была любимая страна» Финько Анастасия

В предложенном высказывании Екатерина 2 Великая поднимает проблему грамотного построения в стране налоговой системы. Зачем налоги государству и какими они должны быть, для того чтобы оправдать свои положительные функции?

Екатерина 2 считает, что налоги призваны обеспечить нормальное развитие государства, но они не должны существовать в такой форме, при которой могли бы стать реальной угрозой существования или процветания той или иной страны.

Я согласна с мнением автора. Действительно, налоги – это важнейший механизм, позволяющий стабилизировать положение дел в государстве, однако только разумное построение налоговой системы может привести к положительным результатам.

Прежде чем приступить к доказательству собственной точки зрения, хотелось бы обратиться к теоретической стороне вопроса. В основу высказывания Екатерины 2 положено такое понятие, как налоги. Что же это такое? Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Однако налоги в государстве выплачиваются по определённой схеме, что в целом составляет систему налогообложения, то есть определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. Отвечая на вопрос о том, для чего нужны налоги государству, уместно вспомнить такие функции налогов, как фискальную, конкретно-учетную, распределительную и другие. Для того чтобы взимание налогов приносило действительную пользу государству, стимулировало его развитие, необходимо соблюдать принципы налогообложения, представляющие собой правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Среди них выделяют такие, как легитимность, всеобщность, справедливость, определённость и точность и другие. Наиболее важным мне представляется принцип эффективности налогообложения, суть которого состоит в том, что налоги не должны быть для населения настолько обременительными, чтобы это лишало государство последующих налоговых отчислений. Нарушение этого и некоторых других принципов способно держать государство «всегда в открытом море и…, наконец, потопить его».

Говоря о том, чем может грозить государству нерациональное построение налоговой системы, обратимся к примерам из истории России. Так, в 1648 году, во время правления Алексея Михайловича Романова, произошёл Соляной бунт. Правительство царя, желая наладить положение государственной казны, увеличить налоговые поступления, а вместе с тем и доходы государства, ввело косвенный налог на ввоз соли, из-за чего купцы резко повысили цены на этот товар. Вскоре налог был отменён, но государство решило взыскать задолженности за введённые ранее подати. Тяжесть налогового гнёта легла на население «чёрных» слобод. Вспыхнул бунт. Данный факт из истории говорит о том, что налоги, вводимые неразумно, не оправдывают стремления наладить положение государственного бюджета, увеличить его доходную часть. На практике подобные меры разжигают народное недовольство, подрывая тем самым устои государства и авторитет лиц, стоящих у власти.

Проблема роли налогов и организации государством их выплаты актуальна и на сегодняшний день. Обратимся, например, к налоговой политике, проводимой в Финляндии. В этом государстве налоги на доходы физических лиц составляют около 32%, а налоги на прибыль юридических лиц взимаются в размере 20%. То есть налоги в Финляндии достаточно высокие. Однако при этом страна развивается нормально. В списке ООН Финляндия стоит на первом месте по индексу счастья. А всё дело в правильном построении налоговой системы и в разумной в целом политике государства. Расходы государственного бюджета идут преимущественно на транспорт, здравоохранение, образование и иные социальные нужды. Это говорит о том, что хорошо налаженная система налогообложения в купе с разумной политикой тех, кто стоит у власти, способствуют процветанию государства и благополучию населения.

Таким образом, налоги – сложный и противоречивый по своим последствиям механизм, который способен оказать огромное влияние на положение дел в государстве. Отсюда следует сделать вывод о том, что если в государстве соблюдаются основные принципы налогообложения, а налоговая система построена грамотно, то налоги превращаются в мощную силу, которая может ввести государство «в гавань», то есть обеспечить его нормальное развитие и процветание.

Обновлено: 2018-03-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая)

Эссе по обществознанию

Социология, социальная психология

«Кто хочет сдвинуть мир, тот пусть сдвинет себя» (Сократ).

Сдвинуть мир с мертвой точки получится только тогда, когда сможешь заставить двигаться самого себя. Данная мысль относится к социальной сфере общественной жизни. Древнегреческий философ поднимает проблему критичного отношения к себе. Трудно не согласиться с данным изречением.

Для решения глобальных проблем, требующих участия мирового сообщества, необходимо начинать с самого себя. Прийти к этому факту возможно только обладая таким свойством психической деятельности, как критичность. Так что же такое критичность? Критичность – умение осознавать собственные ошибки, анализировать свои мысли, способность подвергать их всесторонней редакции. Безусловно, данное качество является положительным, имея которое становится значительно проще взаимодействовать в любом цивилизованном обществе.

Я считаю, что только в меру критичный человек может быть полезен обществу. В истории нашей страны есть замечательный пример такой личности. Помимо всего прочего, этот человек наиболее сильно импонирует мне среди всех государственных деятелей России. Это первый Император Всероссийский Петр I Великий. Именно благодаря его критичности Россия шагнула на несколько ступеней выше на лестнице мирового политического первенства. Он критиковал российский народ, но не путем гнобления, репрессий или прочих неприятных процедур, а путем проведения своих великих реформ, которые значительно улучшили жизнь простых граждан. В деятельности Петра присутствовала и определенная доля самокритичности. Он организовывал посольства в Европу с целью получения знаний и опыта, иногда они были неофициальными, и ему приходилось представать простым рабочим-кораблестроителем.

Однако пока мы молоды мы не так часто обращаем внимание на сказанные невзначай слова, которые могут серьезно обидеть человека. Но коснись подобная ситуация нас, мы не спешим понять, что это была всего лишь шутка, а не упрек со злым умыслом. Становится понятно, что абстрактный индивид, описанный мной, является не самокритичным человеком, а наоборот, любит критиковать окружающих. Про таких говорят: «В чужом глазу соломинку увидел, в своих – бревна не замечает!». Плохо, когда такой человек – твой друг, куда хуже, если этот человек – твой начальник.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершения «больших» поступков, решения глобальных проблем, нужно, прежде всего, быть требовательным к самому себе. И тогда любая самая тяжелая проблема сможет разрешиться гораздо быстрее и легче, чем вам кажется.

Налоги представляют собой один из существенных элементов, обеспечивающих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство осуществляет не только финансирование государственных органов управления, армии, систем образования, здравоохранения, культуры и др., но и целенаправленное регулирование производственноэкономической деятельности предприятий различных форм собственности и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

«Налоги - это цена цивилизованного общества» - написано на фасаде Министерства внутренних доходов США.

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально- экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма. «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его», - эти слова принадлежат русской императрице Екатерине Великой и достаточно точно отражают взаимосвязь налогов и государства.

Во времена абсолютистских режимов налоги нередко превращались в карательную меру и устанавливались в размерах, несообразных ни с задачами государственного управления, ни с реальной платежеспособностью населения. В демократических государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти, т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа.

В современной российской экономической теории нет единого мнения относительно определения налогов. На практике используют формулировку, приведенную в Налоговом кодексе РФ: налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Данное определение в целом базируется на основных сущностных признаках налога.

Из признака «обязательность» вытекает, что налогообложение основано на государственном принуждении. В этом заключается коренное отличие налогового права от гражданского, семейного и трудового, которые строятся на основе добровольности. Государство, устанавливая налоговое законодательство, обязывает индивидуальных налогоплательщиков платить налоги и распределяет полученные средства для блага всего общества. При неуплате налогоплательщик будет наказан. Поэтому налоговые отношения - это специальным образом законодательно закрепленные отношения. Для большинства налогов таким законодательством является именно налоговое, что не исключает возможности установления некоторых налогов и иным законодательством в зависимости от компетенции контролирующих его исполнение органов, например таможенным законодательством.

В налоговых системах некоторых стран могут существовать и «необязательные» налоги - церковные, установленные не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит - Йемене, Саудовской Аравии, Пакистане и др., религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными.

Исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр) платятся в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и т.д.

Таким образом, налог представляет собой историческую финансово-правовую категорию. Налоги возникли вместе с государством для обеспечения общественных интересов, исторически меняли свою форму вслед за развитием производительных сил. Государство своими законами определяет специальные правила исчисления и уплаты налогов. Следовательно, налогам свойственна императивность и легитимность. Императивность как раз и предполагает отношения власти и подчинения. По отношению к налогам это значит, что субъект налогов не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности внесения налогов в бюджет соответствующего уровня. Вмести с тем налоги неправомерно отождествлять с иными платежными обязательствами перед государством, например разного рода санкциями, которые тоже устанавливаются законодательно. «Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом», - метко высказался по этому поводу Лоренс Питер - канадско-американский педагог, литератор, ученый, автор знаменитой книги «Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось».

Легитимность при налогообложении означает, что налогами облагаются только законные доходы, имущество или сделки. «Как можно брать налоги с нечестных денег?», - справедливо негодовал крестный отец чикагской мафии Аль Капоне, когда против него возбудили судебного преследование из-за нарушения им закона США о подоходном налоге.

В налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика, которые особенно поляризуются в условиях экономических кризисов, бюджетных дефицитов и снижения жизненного уровня населения. Однако даже при крайних противоречиях их неправильно относить к антагонистическим, поскольку необходимость существования государства является объективной, хотя и не всеми осознанной, потребностью каждого члена общества. Императивность также означает, что налогообложение должно строиться таким образом, чтобы воспроизводиться вместе с государством, оно не должно подрывать экономическую базу государства. «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда», - писал французский просветитель и философ XVIII в. Шарль Монтескьё.

Из признака «индивидуально безвозмездный платеж» вытекает, что при налогообложении происходит относительно безэквива- лентное изъятие части доходов или сбережений для финансирования государственных расходов. Разумеется, государство может потратить собираемые налоги и не на общественно необходимые цели (например, на финансирование излишних управленческих расходов, необязательных войн либо капитальных затрат низкого качества), но это не говорит об иной сущности налогов, а лишь свидетельствует о неэффективности государственной власти и необходимости ее трансформации. Разумеется, финансируя за счет налоговых доходов социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и др., государство обеспечивает общественную возмездность собранных в бюджетах доходов. Индивидуальная безвозмездность налогов означает лишь то, что для конкретного налогоплательщика невозможно определить эквивалентность между величиной уплаченных налогов и размером полученных через систему бюджетных расходов благ. Например, олигарх, проживающий за границей, вряд ли нуждается в бесплатной медицинской помощи или бесплатном обучении для своих детей, пусть он даже и исправно платит налоги, а неработающий инвалид получает необходимый социальный пакет, при этом не участвуя в пополнении доходов бюджета.

При налогообложении у налогоплательщиков изымаются принадлежащие им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежные средства. Таким образом, права собственности на доходы и сбережения или права на управление собственностью переходят от налогоплательщика к государству. Как правило, при налогообложении происходит смена собственника денежных средств, однако обязанность уплаты налогов носит всеобщий характер, т.е. их платят и государственные предприятия. В этом случае собственник денежных средств не меняется (им остается государство), происходит смена управляющего денежными средствами. Права управления от предприятия переходят к исполнительным органам государственной власти.

В обществе с высоко развитыми товарно-денежными отношениями налоги взимаются преимущественно в денежной форме, но исторически существовали и натуральные виды налогов. Например, налоги взыскивались путем исполнения трудовых повинностей или через уплату натуральных податей. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, их взимание обусловливалось наступлением военного времени, т.е. формы налогообложения определялись общественной потребностью.

Аналогичное положение в налогообложении существовало и на Руси. Н.В. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Государственная подать у нас в девятом и десятом веках состояла более в вещах, нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом и шкурами, или с обороком княжеским - что называлось: ввозить повоз» . Такое положение характерно и в последующие времена.

Так, вплоть до конца XVII в. воеводы получали «въезжий корм» (то, что приносилось к приезду воеводы), праздничное кормление на Рождество, Пасху, Петров день, ежедневное кормление. Население кормило родственников и слуг воеводы. Существовали и такие специфические виды кормления, как платежи на именины царя и членов царской семьи, на именины воеводы и членов его семьи, корм на отъезд воеводы. Кормление воевод и других служивых людей было не чем иным, как местным налогом, который взимался в том числе и в натуральной форме. Иного жалования от правительства воеводы и прочие дьяки не получали. Бояр, поставленных на кормление, называли в XIV-XVII вв. кормленщиками.

С XVII в. северные и сибирские народы платили в государеву казну ясак - дань, которая взималась обычно пушным товаром.

В результате русско-чукотских войн даже в середине XIX в. в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают»

В Российской империи налогообложение нередко принимало форму повинностей. Например, за проход бурлачьих ватаг, тянущих барки с грузами, с судовладельца взималась плата. Поэтому за состоянием берегов тщательно следили, а государственные крестьяне прибрежных волостей несли особую натуральную повинность: корчевали пни, засыпали ямы, спиливали кусты, наводили мосты на протоках.

При расстройстве денежной системы также допускаются натуральные формы налоговых изъятий. Известны периоды, когда налоги вообще не имели денежной формы. Например, в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил в стране взимание всех денежных налогов. Крестьянство и городское население участвовали в содержании государства через продразверстку, трудовую и гужевую повинности.

Взимание некоторых налогов в натуральной форме используется в настоящее время крайне редко. В качестве примера можно привести Мексику, где с 1957 г. лица, которые занимаются художественным творчеством, имеют право использовать для уплаты налогов созданные ими произведения искусства, стоимость которых оценивается специальной экспертной комиссией. Лучшие работы выставляются в музеях и галереях мексиканской столицы.

Поскольку с помощью налогов происходит перераспределение национального дохода и формирование централизованных и де-

централизованных фондов денежных средств, то налоги правомерно считать стоимостной финансовой категорией.

Сущность налогов и возможности их воздействия на воспроизводственные процессы наиболее ярко проявляются в присущих им функциях.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие сущностные признаки налогов вытекают из определения налогов, данного в Налоговом кодексе РФ?
  • 2. Почему налоги являются исторической категорией?
  • 3. Почему налоги правомерно считать финансовой категорией?
  • 4. Какая форма взимания налогов является превалирующей в условиях развитых товарно-денежных отношений?
  • 5. Раскройте понятие «императивность» применительно к налогам.
  • 6. В чем отличие налогового законодательства от гражданского или трудового?
  • Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб.: Тип. Смирдина,1830. Т. 1.499 с.
  • URL: http://www.mj.rusk.ru/show.php
© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал