Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как будет работать декрет «о тунеядцах» после внесения изменений. Минтруда и соцзащиты подготовило поправки в документ о социальном иждивенчестве Фокус сместился на зажиточных

Часть положений декрета № 1 от 12 января 2017 года, корректирующего декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Об этом на брифинге в пресс-центре БелТА 13 января сообщила начальник управления комплексного анализа Министерства труда и соцзащиты Татьяна Юшкевич .

Татьяна Юшкевич

В частности, речь идет о нормах, касающихся зарегистрированных безработных и граждан, проходящих обучение по направлению органа по труду и соцзащите.

Также это касается домохозяек и неработающих родителей с детьми в возрасте до семи лет. Норма о том, что для освобождения от уплаты сбора дети должны обязательно не ходить в детский сад, не распространится на прошлые два года, то есть платить сбор за 2015 год тем, чьи дети посещали дошкольное учреждение, не придется.

12 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1 о внесении изменений в декрет от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Документ уточняет перечень периодов деятельности, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании госрасходов.

К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта, прохождения альтернативной службы, применения к ним предусмотренных законодательными актами мер по обеспечению безопасности, не позволявших им участвовать в финансировании государственных расходов.

Еще одним из нововведений является право местных советов депутатов либо по их поручению местных исполкомов освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Требования к безработным ужесточаются

Одной из принципиально важных норм нового декрета специалист Минтруда назвала ужесточение требований к безработным. Вызвано нововведение тем, что в 2015 году, после подписания декрета «о тунеядстве», произошел всплеск регистрации безработных, и в прошлом году были внесены изменения в законодательство о занятости.

«Появилась статья, которая устанавливает обязанности для безработных. На самом деле их немного: своевременно посещать службу занятости не реже одного раза в месяц, своевременно обращаться по выданным направлениям, не отказываться от предложений подходящей работы. Появились обязанности для тех, кто проходит обучение по направлениям: не пропускать занятия и хорошо усваивать учебный материал», - пояснил начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун .

Он отметил, что в случае нарушений этих обязанностей безработные перестанут считаться лицами, участвующими в финансировании госрасходов, и должны будут уплатить сбор.

Олег Токун

Для ИП и занятых в агроэкотуризме

По словам начальника главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаила Рассолько , изменения также коснутся ИП и физлиц, занятых в агроэкотуризме. Теперь для признания предпринимателя участником финансирования госрасходов необходимо осуществлять деятельность не менее 183 дней в году, независимо от суммы уплаченных налогов.

Для занятых в агроэкотуризме снимается требование о подаче документов в налоговую до 28 декабря предшествующего осуществлению деятельности года - то есть в случае, если они зарегистрировались уже в 2015 году, они не будут считаться тунеядцами.

Дедлайн продлен для всех

Срок уплаты сбора на финансирование госрасходов за 2015 год продлен до 20 февраля 2017 года для всех плательщиков, независимо от того, какой дедлайн был указан в уже отправленных извещениях на уплату, поскольку, отметил Рассолько, «декрет имеет высшую юридическую силу».

Граждане, которые уже уплатили сбор, но которые после внесения изменений в декрет № 3, перестали быть его плательщиками, вправе обратиться с заявлением в налоговые органы о возврате средств. Автоматический возврат не предусмотрен.

Что такое «трудная жизненная ситуация»?

Под трудной жизненной ситуацией для освобождения от уплаты налога на тунеядство не будет пониматься имущественное положение гражданина, отметил Михаил Рассолько.

«Декрет говорит о том, что такая льгота будет предоставляться при наличии тяжелой жизненной ситуации, не зависящей от имущественного положения. При наличии автомобиля у человека какое имущественное положение - достаточное или нет? Поэтому здесь нет привязки. Тяжелая ситуация может возникнуть и у человека достаточно обеспеченного», - заявил Рассолько.

Он отметил, что в министерство и раньше обращались люди, сообщавшие о невозможности заплатить налог на тунеядство из-за жизненных проблем, и МНС советовало им идти с этим вопросом в местные советы депутатов.

«Под трудной жизненной ситуацией для целей декрета мы понимаем ситуацию, когда были действительно объективные обстоятельства или совокупность обстоятельств, не зависящие от гражданина, которые он не мог преодолеть за счет имеющихся возможностей», - сказала начальник управления комплексного анализа Минтруда и соцзащиты Татьяна Юшкевич.

По ее словам, в министерстве понимают, что возникает много жизненных ситуаций, которые предугадать и формализовать в виде каких-то норм в декрете «действительно, наверное, невозможно». «И поэтому считаем, что такое объективное рассмотрение позволит освободить граждан от уплаты сбора в том числе и за 2015 год», - заявила она.

«Тунеядцам» направлено около 400 тысяч уведомлений

Налоговые органы направили около 400 тысяч уведомлений об уплате сбора лицами, не участвующими в финансировании госрасходов. Сбор уже уплатили около 24 тысяч человек.

Малое количество плательщиков Рассолько связывает с тем, что у многих из них сроки уплаты приходились на январь.

«Бюджетные поступления от налога на тунеядство на данный момент составили 7 млн рублей», - сообщил он.

Рассолько не смог уточнить, какое количество граждан, получивших извещение на уплату сбора, смогли доказать, что получили их по ошибке и платить не должны, поскольку налоговые органы не ведут такой статистики.

Цифру, которая ранее фигурировала в СМИ - 15 тысяч человек, чиновник назвал некорректной, поскольку это те люди, которые еще до получения уведомлений смогли доказать свое участие в финансировании госрасходов и извещения им не направлялись вовсе.

Человеческий фактор и цена ошибки

Ошибочно направленные извещения гражданам, которые на самом деле не должны платить сбор, Михаил Рассолько объяснил человеческим фактором.

«Был ряд неточностей и недостатков при формировании базы плательщиков. База сформирована, речь идет о качестве предоставления сведений в эту базу. Почему иногда извещения направляются и потом граждане предоставляют какие-то пояснения? Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что в ряде случаев информация о том, что гражданин участвовал в финансировании госрасходов, представляется самим гражданином» , - заявил представитель МНС.

Он пояснил, что имеет в виду ситуации, когда люди находятся длительное время на лечении и являются нетрудоспособными, но в этом направлении МНС сейчас сотрудничает с учреждениями здравоохранения, чтобы те передавали сведения сами в электронном виде. Также речь идет о белорусских гражданах, работающих в России. В этих случаях налоговые органы смогут получить информацию только от самих граждан.



Если проанализировать декрет № 3 с поправками, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей.

После внесения в начале нынешнего года изменений в декрет № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества» политический смысл этого нормативного акта поменялся. Были сняты некоторые раздражающие общество факторы, но одновременно внесены новые раздражители.

А началось все с совещания 13 января 2015 года, на котором президент Беларуси поставил задачу разработать направленный против тунеядцев нормативный акт: «Проект декрета должен быть абсолютно адекватен складывающейся в этой сфере обстановке. Не надо ничего бояться. Тунеядцы, бездельники должны работать. Кто не платит налоги - должен платить. Это нормальная, цивилизованная норма».

Следует отметить, что в 2015 году ситуация в экономике уже ухудшилась и Александр Лукашенко лишь по инерции говорил о необходимости мотивировать к труду тех, кто почему-то отлынивает. На самом деле власти стали искать лишнюю копейку для пополнения бюджета. Население же и так искало рабочие места и не могло найти.

Решили пополнить бюджет

На том совещании глава государства подчеркнул: около 500 тысяч трудоспособных жителей Беларуси официально нигде не работают, не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами.

«Государство вправе с них спросить: за чей счет вы, господа, будете жить? Эти люди должны работать, платить налоги и жить за свой счет. Социального иждивенчества быть не должно», - говорил тогда Лукашенко, обращаясь к чувству справедливости основной массы населения, которое работало и, соответственно, платило налоги.

Тогда президент дал месяц на разработку декрета, но на подписание нормативного акта вышли лишь в апреле. Разработчикам нужно было продумать, как соблюсти формальности: налоги нельзя вводить задним числом, поэтому вводился не налог, а сбор; в отличие от СССР в Беларуси труд является не обязанностью, а лишь правом, поэтому основной фокус в декрете сделали на борьбу с нелегальными доходами; было необходимо предусмотреть льготы определенным категориям населения.

Но как только декрет «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан, он сразу подпал под огонь критики. Нашлись прямые аналогии с подушным налогом (окладом), которым до конца XIX века в царской России облагались крестьяне и мещане. Податные сословия были ограничены свободой передвижения по стране, а вот декрет № 3 ограничил выезд за границу тем, кто не участвует в финансировании государственных расходов.

Собрали негусто

Власти мечтали получить по 20 базовых величин (в 2015 году базовая величина составляла 180 тыс. старых белорусских рублей, или около 10 евро) с каждого из «тунеядцев», только правительство видело уже не 500 тысяч «податных душ», как президент, а порядка 125 тысяч. То есть был ориентир на привлечение 450 млрд старых рублей (или 45 млн новых, или около 25,5 млн евро).

13 января 2017 года в пресс-центре БелТА начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько сообщил: «Налоговыми органами в адрес плательщиков направлено около 400 тысяч извещений. Около 24 тысяч граждан уже уплатили сбор. В бюджет поступило более 7 млн рублей. С учетом того, что внесены изменения в декрет, каким-то гражданам будет уменьшена сумма сбора либо его уплата будет полностью отменена. Отдельным гражданам извещения еще будут направлены».

В общем-то, уже можно предварительно оценить, сколько удалось собрать, так как основной срок уплаты сбора декретом № 3 предусматривался до 15 ноября прошлого года. Собрали в шесть раз меньше, чем планировали. Впрочем, подписанный 12 января декрет № 1 перенес окончательный срок уплаты сбора на 20 февраля 2017 года. После этого можно будет подвести окончательный итог.

Если учесть человеко-часы, затраченные чиновниками на поиск социальных иждивенцев, переписку с 400 тысячами потенциальных плательщиков сбора (одних писем отправили минимум на 144 тысячи рублей, или 69 тысяч евро), то понятно, что администрирование этого сбора получается очень дорогим.

Бедных могут пожалеть

Но декрет № 1 изменил политический смысл декрета № 3 и фактически позволил свернуть его действие с полным сохранением лица.

Независимые профсоюзы, оппозиционные партии, депутат Анна Канопацкая призывали отменить декрет № 3, а глава государства его всего лишь уточнил. Декретом № 1 введена норма: «Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации».

В нормативном акте уточняется, что в этом смысле «под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей».

Таким образом, согласно декрету № 1 в Беларуси будет сразу несколько категорий социальных иждивенцев:

Те, кто официально не работает, не имеет личных официальных доходов и платит предусмотренный декретом № 3 сбор;

Те, кто вроде бы должен платить сбор, если не платил налоги, но освобожден от уплаты, поскольку состоит в творческом союзе, находится в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта, является военнослужащим и т.д.;

Те, кто освобожден от уплаты сбора по бедности.

Оговорка, освобождающая от уплаты сбора «находящихся в трудной жизненной ситуации», почти отменяет декрет № 3 для бедных (хотя формулировка там широкая, могут быть разные трактовки), но оставляет его действующим в отношении законопослушных жителей, которые не имеют необходимости работать для получения зарплаты.

Интересно, что декрет № 3 распространяется на всех, кто живет в Беларуси более полугода вне зависимости от гражданства, а местные Советы могут освобождать от уплаты сбора только граждан Беларуси.

Лукашенко неоднократно говорил, что декрет № 3 не направлен против домохозяек, воспитывающих детей и поэтому не работающих. Однако декретом № 1 с 2017 года вводится норма, что воспитывающее ребенка лицо освобождается от сбора только «при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование».

Фокус сместился на зажиточных

Если проанализировать декрет № 3 с поправками, внесенными декретом № 1, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей, где один из супругов не работает, а также у тех, кому проще заплатить сбор (теперь 20 базовых величин составляют 460 рублей, или 221 евро), чем объяснять, за счет чего он живет.

Можно предположить, что уже многие «тунеядцы» нашли уловку, позволяющую законно не платить сбор (попали в трудные жизненные обстоятельства, переселились в село, стали ремесленниками, вступили в творческие союзы и т.д.), и число плательщиков в последующем уменьшится на порядок.

Но в бюджете эта сумма все равно будет заметна. Поэтому маловероятно, чтобы президент пошел на полную отмену сбора.

Некоторые представители оппозиции ожидали, что население взбунтуется из-за явно несправедливого «налога с безработных». Недовольство действительно звучало, но глухо. Когда же в 2017 году Лукашенко окончательно сфокусировал сбор с социальных иждивенцев на узкой группе зажиточных людей, то вероятность народных волнений на почве декрета стала и вовсе нулевой.

Вряд ли мы увидим массовые примеры, когда супруги экспатов, банкиров или айтишников откажутся платить сбор и предпочтут сидеть «сутки» и подметать улицы. Многим же из простых людей не так сложно будет доказывать, что они попали в сложную жизненную ситуацию.

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.

Скриншот с видео «Белсата»

По словам Игоря Марзалюка, депутаты Палаты представителей Нацсобрания разработали поправки в декрет № 3.

Депутаты внесли на рассмотрение правки. Все эти предложения одобрены на самом высоком уровне, это была инициатива депутатского корпуса, то есть через руководство парламента. Мы вышли на главу государства. Мы вышли со своими правками еще до протестов, но когда начала нарастать социальная напряженность. Это плод коллективного творчества, - поясняет депутат.

Игорь Марзалюк «убежден на 99,9%, что предложенные депутатами правки будут приняты».

Депутаты предлагают расширить перечень категорий граждан, которые освобождаются от сбора на финансирование госрасходов. К тунеядцам не будут относить:

Граждан, которые подлежат призыву на срочную военную (альтернативную) службу;

Граждан, которые находились на психоневрологическом диспансерном учете;

Женщин, которые находились под медицинским наблюдением в организациях здравоохранения в период беременности и родов, родили (усыновили, удочерили) ребенка, без учета периода временной нетрудоспособности;

Граждане, которые получали образование в дневной форме получения образования в год возникновения образовательных отношений и (или) в год прекращения образовательных отношений в связи с получением образования.

От налога также освободят тех, кто владеет земельным участком независимо от его целевого назначения и местонахождения. Напомним, сейчас от налога на тунеядство освобождаются только жители деревень и городских поселков, которые владеют земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства.

«Признавать граждан, участвующих в финансировании государственных расходов в период их деятельности не только на земельных участках, представленных для ведения личного подсобного хозяйства, но и предоставленных для иных целей (строительства и (или) обслуживания жилого дома, огородничества, выращивания продукции растениеводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, производящих продукцию животноводства без учета целевого назначения земельного участка). Расширить виды целевого назначения земельного участка без учета категории населенного пункта», - говорится в пояснительной записке депутатов к предложению об изменении декрета № 3.

При этом время ухода за членом семьи, который нуждается в постоянном присмотре на основании заключения медицинских комиссий, намерены включать в период, в который граждане признаются участвующими в финансировании госрасходов.

Местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам предоставят право принимать решения об отсрочке или рассрочке уплаты сбора.

«Предложения вносились депутатами Палаты представителей Нацсобрания для совершенствования законодательства по вопросам предупреждения социального иждивенчества, защиты прав и законных интересов граждан, а также с учетом анализа правоприменительной практики», - говорится в пояснительной записке.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал