Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Различие экономической социальной культурной и экологической устойчивости. Экологические, экономические, социальные, политические и культурные аспекты устойчивого развития. Что должно быть устойчивым

Устойчивое экономическое развитие.

В основе устойчивого экономического развития лежит экосбалансированная экономика. Переход к экологически сбалансированному экономическому развитию является необходимым условием для построения устойчивого развития. Устойчивое развитие на основе традиционной экономики не возможно, т.к. в его основе лежит концепция неограниченного роста. Основное отличие такой экономики - это построение взаимоотношений между экологическими и экономическими системами различного уровня, с учетом долгосрочных последствий таких взаимоотношений. В основе традиционной экономики лежат интересы потребителей, их вкусы и предпочтения, реализация которых является доминирующим фактором развития. Экосбалансированная экономика рассматривает человека как один из важных компонентов эколого-экономической системы, однако предполагает что развитие взглядов, интересов, потребностей людей должно происходить совместно с эволюцией природы, в рамках естественных возможностей окружающей среды.

Экосбалансированная экономика основана на рациональном использовании природных ресурсов. Ее функционирование возможно на основе экологически чистых, энергосберегающих и материалосберегающих технологий, учитывающих минимизацию и рециклинг отходов. В основе экосбалансированной экономики базируется на одном из следующих типов механизмов природопользования:

1) Компенсирующий (мягкий, «догоняющий») - либеральный в экологическом отношении. Компенсирующий механизм направлен на устранение негативных экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций. Соответствует техногенному типу развития экономики.

2) Стимулирующий механизм - развитие экосбалансированных производств и видов деятельности (энерго- и материалосбережение, рециклинг отходов и т.д.). Стимулирующий механизм способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.

3) Жесткий («подавляющий») механизм использует административные и рыночные инструменты. Посредством жесткой налоговой, кредитной и штрафной политики подавляет развитие определенных отраслей и направлений, способствуя экономии использования природных ресурсов.

Устойчивое экологическое развитие.

В основе экологической составляющей устойчивого развития лежит сохранение устойчивого функционирования всей экосферы в целом, на уровне необходимым для реализации потребностей человечества. Так как от целостности экосистем Земли зависит сама возможность жизни, то здесь особую роль играет сохранение их способности к самовосстановлению. В связи с этим, особое внимание необходимо уделять учету предельных нагрузок на экосистемы, т.к. при чрезмерных нагрузках экосистемы теряют свою возможность к восстановлению и разрушаются.

Экологически устойчивое развитие предполагает организацию жизнедеятельности, при которой выбросы загрязняющих веществ не должны превышать ассимиляционной способности экосистем. Особое место в рамках экологически устойчивого развития занимает сохранение биоразнообразия и качества компонентов окружающей среды (воды, воздуха, почв и др.) на уровне, обеспечивающем сохранность жизни и здоровья человека.

Устойчивое социальное развитие.

Основная цель устойчивого социального развития повышение уровня и качества жизни человечества. Особая роль отводится сохранению социальной и культурной стабильности, в частности сокращению количества военных конфликтов, а также справедливому разделению между людьми ресурсов, которые являются общим наследием человечества.

Основными целями устойчивого социального развития являются создание равноправного общества, ликвидация нищеты, снижение безработицы, расширение продуктивной занятости и содействие социальной интеграции. Особая роль отводится свободному участию человека в общественных делах, влияющих на сферу его жизнедеятельности, что крайне важно для демократии и социального развития. Как гласит один из принципов Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию: «На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений».

Понятие устойчивое развитие произошло от английского словосочетания sustainabledevelopment. Это согласованный процесс изменений в эксплуатации природных ресурсов, изучение направлений в инвестициях, ориентированных на развитие науки и техники, на развитие личности. Укрепление сегодняшнего и завтрашнего потенциала для удовлетворения устремлений и потребностей человека. Речь пойдёт о создании качественной жизни человека на Земле.

Устойчивое развитие экологии должно предусматривать обеспечение целостности биологических и физических систем природы. Глобальная стабильность биосферы зависит от жизнеспособности экосистем. В понятие ареалов обитания и «природных» систем вносят и среды, созданные человеком. Это города. Большое внимание уделяют способностям систем по самовосстановлению и динамической адаптации к природным изменениям. На современном этапе сокращается способность экосистем к самовосстановлению из-за истощения природных ресурсов. С каждым днём увеличивается загрязнение среды обитания, уменьшается разнообразие животного мира.

Растущие потребности человечества растут, а биосфера не способна их обеспечить без разрушения.

Социально-экономическое развитие ускоренно движется к глобальной экологической катастрофе. Под угрозой становятся интересы будущих поколений человечества. Возникает идея решения противоречий при переходе на цивилизованный путь развития, а не разрушения природной основы, с гарантированной возможностью выживания и дальнейшего устойчивого развития.

Требование времени по устойчивому развитию экологии решительно повлияет на будущее России, определятся приоритеты государства, что приведёт к дальнейшим перспективным реформам. Мировое сообщество объединяет усилия по выживанию человечества, его развития и сохранения биосферы.

Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения (англ. sustainabledevelopment , фр. développement durable , нем. nachhaltige Entwicklung ). Действительно, определение термина «устойчивое развитие» означает просто устойчивый, постоянный рост. В то же время в европейских языках перевод следующих слов даётся так: sustainable - поддерживаемый; development - развитие, разработка, создание, освоение, формирование, строительство, событие, совершенствование, рост, расширение, развертывание, застройка, усовершенствование, проектирование, эволюция, улучшение, проявление, обстоятельство, доводка, предприятие, подготовительные работы, новое строительство, подготовка месторождения, вывод, обрабатываемый участок земли, заключение, стройка, оборот месторождения; Нем.- nachhaltige - устойчивый;


Entwicklung - развитие, проявление, разработка, создание, конструкция, развертывание, изменение, конструирование, модернизация, проект, проектирование;

Development - Развитие; Durable (прилагательное) - прочный, долговременный, длительный, длительного пользования, долговечный, надежный

Но в данном контексте этот перевод должен иметь более узкий смысл. Это - развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

По мнению Л. Г. Мельника есть некоторая противоречивость, алогичность русскоязычного варианта перевода термина «sustainabledevelopment». «Устойчивость» предполагает равновесие, а «развитие» возможно только при условии постоянного выхода системы из равновесного состояния.

Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем что эти потребности могут быть удовлетворены не только для настоящего, но и для будущих поколений. Комиссия Брундтланд придумала этот термин, это стало наиболее часто цитируемое определение устойчивого развития как развития, что «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Комиссия Брундтланд, официально - Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED), известная по имени председателя Гру Харлем Брундтланд, была созвана ООН в 1983 году. "Комиссия была создана в результате растущей озабоченности «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития». При создании комиссии Генеральная Ассамблея ООН признала, что экологические проблемы носят глобальный характер и определяют, что это отвечает общим интересам всех стран по разработке политики для устойчивого развития.

Ещё в 1970-е годы «устойчивость» используется для описания экономики «в равновесии с основными экологическими системами поддержки». Экологи указывают на «Пределы роста», и представляют в качестве альтернативы «устойчивое состояние экономики» в целях решения экологических проблем.

«Пределы роста» - книга моделирования последствий быстрого роста населения земного шара и конечной поставки ресурсов, изданная по заказу Римского клуба. Её авторы: Донелла H. Медоус, Dennis L. Медоус, JørgenRanders, и William W. Беренс III. В книге предпринята попытка моделирования последствий взаимодействия Земли и человека, представлены некоторые проблемы и предсказания преподобного Томаса Роберта Мальтуса в «Эссе о законе народонаселения» (1798). В первоначальной модели были рассмотрены пять переменных в предположении, что экспоненциальный рост точно описал свои модели роста, и что способность технологий для повышения доступности ресурсов растет только линейно. Эти переменные: мировое население, индустриализация, загрязнения окружающей среды, производство продовольствия и истощение ресурсов. Авторы планировали рассмотреть возможность устойчивого обратного шаблона, который может быть достигнут путем изменения тенденции роста среди пяти переменных. Последний обновленный вариант был опубликован 1 июня 2004 под названием «Пределы роста: 30-лет». Donnella Луга, JørgenRanders, и ДеннисМедоус обновили и расширили первоначальную версию. В 2008 году Грэм Тернер на уровне Содружества по научным и промышленным исследованиям (CSIRO) в Австралии опубликовала статью под названием «Сравнение „Пределов роста“ с тридцатилетней реальностью». В нём рассматриваются последние 30 лет реальности и предсказаний, сделанных в 1972, и обнаружено, что изменения в области промышленного производства, производства продуктов питания и загрязнения окружающей среды соответствуют предсказаниям книги экономического и социального краха в двадцать первом веке. Устойчивая экономика государства: экономика относительно стабильных размеров.

В модели роста Солоу (назван в честь Роберта Солоу), стационарное состояние является в долгосрочной перспективе результатом модели. Если в экономике начиная от стационарного состояния, он постепенно переходит к нему. Термин обычно относится к национальной экономике, но могут применяться для экономики города, региона или всей планеты.

Аркадакский филиал

Государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Саратовской области

«Балашовский медицинский колледж»

Методическая разработка по «Экологии»

раздел «Концепция устойчивого развития»

Выполнил преподаватель:

Дуденкова Н.Н.

Аркадак,

2017 г

«Утверждено»

на заседании ЦМК

Дисциплин

Протокол № от «___» _________ 2017г.

Председатель ЦМК

Н.Н. Дуденкова __________

«Согласовано»

с методическим кабинетом филиала

Методист

Афандиева В.В.___________

Пояснительная записка

В основу методической разработки берется программа по учебной дисциплине «Экология». Раздел компетенция устойчивого развития включает следующие темы на которые отводится 6 часов:

    Возникновение концепций устойчивого развития.

    «Устойчивость и развития».

    Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивого развития».

Методические разработки адресованы учителям биологии и экологии.

Цель данных разработок – помочь учителю организовать проведения уроков, мероприятий, которые будут поддерживать и развивать личность, формировать у обучающихся экологическое сознание, воспитывать поведение и деятельность, направленную на улучшения состояния окружающий среды, соблюдения здорового образа жизни. В ходе проведения занятий учитель может осуществлять не только репродуктивный уровень деятельности обучающихся, но и, продуктивный и творческий. Предлагаемый материал составлен так, чтобы охватить основные темы раздела. Его можно использовать для организации урочной и внеурочной деятельности. Обучающие будут включены в не привычную для них деятельность, в процессе которой они будут размышлять, анализировать, решать проблемы, вступать во взаимодействие с другими обучающимися, учится находить совместное решение каких-либо проблем, моделировать ситуации.

В учебный процесс включены новые педагогические технологии обучения, которые обеспечивают образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями. Перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Применение технологий позволяет осуществить деятельный подход в обучению, что является необходимым при переходе на новые стандарты. Это поможет учителю применить новые формы, вовлечь обучающихся в активную деятельность, создать ситуации, которые будут поддерживать и развивать личность, воспитывать и формировать соответствующие умения.

Аннотация

Изучения раздела: «На пути к устойчивому развитию» охватывает широкий круг проблем, направленных на формирование знаний концепций устойчивого развития. Основных положений концепций устойчивого развития и причины из возникновения, способах решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивого развития».

Низкий уровень экологического образования в России, отсутствие экологического подхода формированию сознания, привило к кризисному состоянию экономики и природной среды, к развитию потребительского объединения к природе, ухудшению здоровья человека. Поэтому сегодня особенно остро встает вопрос экологического воспитания и развития обучающихся, формирования у них надежного мировоззрения и нравственных основ, которые являются социально значимыми качествами личности.

Экология, как наука, область человеческих знаний интересна, связана с разнообразными сторонами человеческого общества и способна будить сознание, развивать интуицию, тренировать системы мышления. Поэтому нужно предложить обучающимся соответствующие формы, создать ситуацию и поддержать действия, которые способствуют формированию соответствующих компетенций.

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………….….3

2. Аннотация………………………………………………………………………4

3. Основная часть

Занятие 1……………………………………………………………………………6

Занятие 2………………………………………………………………………..….22

Занятие 3……………………………………………………………………………33

4. Заключение…………………………………………………………………..…40

5. Список используемых источников………………………………………......41

6. Приложения……………………………………………………………………

Занятие 1

Тема: Возникновение концепций устойчивого развития.

Цели изучения темы: образовательная

Образовательная цель: сформировать у обучающихся четкое представление о глобальных экологических проблемах, о возникновении и основных положениях и причинах возникновения концепции устойчивого развития.

Воспитательная цель: формировать у обучающихся экологическое сознание, воспитывать гражданина – патриота своей родины, формирование нравственных основ, которые являются качествами личности.

Развивающая цель:

Развивать у обучающийся: способность анализировать изучаемый материал, уметь выделять главное, обобщать изученные факты;

Познавательную активность, логическое мышление;

Навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

Тип занятия: комбинированный урок, урок - путешествие

Место проведения:

Время проведения: 90 минут

Дидактическая база: презентация, фильмы, доклады.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Тема: Возникновение

концепций устойчивого

развития в рамках концепции

тема: «Устойчивость и развитие»

Литература

тема: «Способы решения экологических

проблем в устойчивого развития»

География

История

тема: «Охрана природы»

Медицина

Обучающиеся должны знать:

Определения основных понятий; глобальные экологические проблемы, основные положения концепций устойчивого развития и причины их возникновения.

Обучающиеся должны уметь:

Анализировать основные экологические проблемы современности;

Обосновать причины возникновения концепций устойчивого развития.

Хронокарта

    Актуализация опорных знаний – 3 мин

    Изучения нового материала – 60 мин

    Закрепления нового материала – 20 мин

    Обобщения изученного материала и сообщения оценок – 5 минут.(Приложение № 10)

Приложения №1

Тема: № 1 «Возникновение концепций устойчивого развития»

Форма проведения: урок - путешествие

Содержания темы:

    1. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. (Приложения № 1., № 2, № 3, № 4, № 5,№ 6, № 7)

2. Основные положения концепции устойчивого развития и причины их возникновения. (Приложения № 8, № 9).

Ход занятия

Организационный момент.

Проверить готовность группы к занятию, внешней вид студентов, отсутствующих.

Оформление:

    «Земля – тело человечества, человечество – душа Земли»

    Рисунки студентов о последствиях ядерной войны.

    Диски.

Преподаватель: Сегодняшние занятие мы проведем как урок - путешествие. Совершим удивительное путешествие в прошлое, побываем в настоящем и заглянем в будущее природы - нашей матери Земли. 1 часть нашего путешествия называется:

«Красавица - Земля!

Земля - Кормилица!

Работница - Земля!»

(А.Жемчужников)

Поможет нам в этом путешествии Пилоян Анаид (На экране природа и звуковое оформление).

Ведущая: Посмотрите на экран и вслушайтесь в голоса птиц, шум листвы,

журчание ручейка. Полюбуйтесь природой.

А сколько прекрасных строк посвящали природе писатели, поэты.

Как они любили и прославляли природу,

(звучат сменяя друга высказывания о природе , стихи)

Нежная матерь Природа! Слава тебе!

(Н. Карамзин)

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже.

(К.Батюшков)

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

(Ф.Тютчев)

Природа во всем, как ясный и строгий художник,

Чувство меры хранит, стройной верна простоте .

(И.Тургеньев)

Мать-природа! Иду к тебе снова...

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

(Н. Некрасов)

О мать-Земля! Я здесь один; людей не видно...

Хотел бы пасть я ниц и лобызать тебя!

(А.Жемчужников)

Кто утомлен, тому природа

Великий друг, по сердцу брат...

(К.Случевский)

Благодарю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды.

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту белую суму,

И степь от края и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

(А.К.Толстой)

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катиться река,

Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих нолей

Веет запахом медовым.

Чудный день!

Пройдут века - Гак же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

(Ф. Тютчев)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

11розрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

(А.Пушкин)

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав точки оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив;

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

(А.К.Толстой)

Не убивайте голубей!

Их оперенье белоснежно;

Их воркование так нежно

Звучит во мгле земных скорбей,

Где все - иль тускло, иль мятежно.

Не убивайте голубей!

Не обрывайте васильков!

Не будьте алчны и ревнивы;

Свое зерно дадут вам нивы,

И хватит места для гробов.

Мы не единым хлебом живы –

Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты!

Она бессмертна без курений.

К чему ей слава песнопений

И ваши гимны и цветы?

Но без нее бессилен гений –

Не отрекайтесь красоты.

(М. Лохвицкая)

Преподаватель: Вот как с уважением и любовью относились люди к природе.

А что же происходит сейчас?

Вторая часть нашего путешествия называется:

«У каждого века вечность вопрошает:

Что же свершиться в будущем с природой?»

(А.Кольцов)

Приложение 2

Преподаватель : Современное человечество оказалось перед лицом парадоксального феномена. Достижения науки и техники, с одной стороны, создают условия для всестороннего развития личности, с другой - эти же творения ума и рук человеческих, угрожают самому существованию человеческого рода.

Преподаватель: На первом месте сегодня остается опасность ядерной войны, но привести к ядерной катастрофе может не только ядерная война, но и экологические проблемы:

А) рост народонаселения;

Б) продовольственные проблемы;

В) энергетические проблемы;

Г) глобальный сырьевой кризис и другое.

Преподаватель: 1) Вспомните, что изучает экология?

2)Что означает понятие экология в переводе с греческого языка?

3)Вспомните слова известного эколога Реймерса Н.Ф. об экологии.

Преподаватель : Почему же произошло столь резкое изменения?

    Вспомните с чего началось знакомство человека с окружающей средой?

    И чем оно закончилось? (кризисами)

    Что такое кризис?

    Приведите классификацию кризисов?

Кризис

Продуцентов Редуцентов

Коносаментов

Преподаватель: 1) Какова роль редуцентов? (они борются с загрязнителями)

    Что такое загрязнение? (внесение в природу не характерных для них агентов)

    Какие бывают виды загрязнений?

Загрязнения

Механические

Физические Химические Биологические

    К чему приводит загрязнение атмосферы? (к экологическим проблемам, глобальному изменению климата, кислотным дождям, разрушению озонового слоя)

Преподаватель: Подробнее с этими проблемами мы познакомимся заглянув на симпозиум ученых. (Ведущая симпозиума Малышева Липа. За стол садятся мнимые ученые, она их представляет.

Приложение 3

Ведущая: Человечество является свидетелем поразительного биологического явления в истории Земли. Один - единственный вид человек разумный - изничтожает разнообразие жизни на планете быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом. Давайте посмотрим на экран и попросим ученых прокомментировать увиденное, (на экране кадры загрязнения окружающей среды , приводящие к явлению «парникового эффекта», разрушению озонового слоя и к появлению кислотных дождей, см. рефераты).

Ведущая: Самым мощным разрушительным фактором из всех видов воздействия человека на окружающую среду всегда была война. Война вызывает гнев и возмущение народов мира. Война идет не только на суше, но и в океане, (просим прокомментировать рисунки студентов о последствиях ядерной войны

Преподаватель: Как вы видите все экологические проблемы прямо или косвенно влияют на здоровье человека.

    Что такое здоровье?

    От каких факторов зависит здоровье человека?

    Почему многие ученые отмечают кризис здоровья в мире?

    Из-за чего развиваются болезни и преждевременная смертность? (из-за недостатка пищи, загрязнения воды, воздуха, увеличивается число заболевания раком (на 80%) зависят от состояния окружающей среды, сердечнососудистых заболевания, респираторные, аллергические заболеваний).

Преподаватель: Какой же напрашивается вывод? Третья часть нашего путешествия называется «Будущее в гармонии».

Приложение 4

Парниковый эффект

Климат всегда воспринимался человеком как данность. Люди издавна мечтали научиться управлять погодой. Нам известны многие примеры традиций, народных ритуалов, призванных влиять на погоду. Индейцы Юго-Запада создавали «танцы дождя». Человек своей деятельностью способен воздействовать на атмосферу. Ряд газов – СО2, водяной пар, метан, фреоны, озон и др. – создают ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ. Его сущность заключается в том, что парниковые эффекты свободно пропускают солнечную радиацию к Земле, но задерживают отраженное от Земли инфракрасное излучение. Увеличение концентрации парниковых газов ведет к повышению температуры, т.е. к потеплению климата.

Главная причина глобального потепления – увеличение содержания парниковых газов. Источниками поступления является: большой объем сжигания углеводородного топлива, вулканическая деятельность, дыхание растений, разложение органического опада. На рост СО2 оказывает влияние сокращение лесов, поглощающих СО2.

МЕТАН – парниковый эффект. Его количество в атмосфере планеты также возрастает в последние десятилетия. Источники метана: бывают природные и индустриальными. Метан эффективный поглотитель инфракрасного излучения.

ПОСЛЕДСТВИЯ. В результате изменения температуры, условия для ведения сельского хозяйства ухудшается. При потеплении климата усилится циклоническая деятельность, образуются тайфуны и штормы. За счет таяния льдов повысится объем воды в мировом океане, а это ведет к глобальной катастрофе.

БОРЬБА С ПОТЕПЛЕНИЕМ. Система мер предусматривает: использование передовых технологий; энергосбережение; комплекс экономических, юридических и воспитательных мер – сокращение выбросов парниковых газов.

Приложение 5

Кислотные дожди

Термин кислотные дожди появился во второй половине 19 века. В нашем столетии первыми обратили внимание на пагубное действие кислотных дождей жители Скандинавских стран: в реках и озерах изменился видовой состав рыб, гибель лосося и форели. Рыбаки за сезон не могли поймать ни одного хариуса там, где недавно он был в изобилии. Деревья раньше начали сбрасывать листву.

Накопление в атмосфере оксидов серы и азота ведет к образованию там серной и азотной кислот, их солей и выпадению кислотных дождей. К природным источникам, способствующим возникновению кислотных дождей, относят вулканическую деятельность, грозовые разряды и молнии, биогенные выделения. Ежегодно в атмосферу поступает значительное количество диоксида серы, оксидов азота. Антропогенные источники вносят основной вклад в загрязнение атмосферы диоксидом серы и оксида азота. Сера содержится в таких полезных ископаемых как: уголь, нефть, железные и другие руды. Поэтому сернистый газ образуется при сжигании угля, нефти, добычи и переработки цветных металлов.

Оксиды азота образуются при соединении азота с кислородом воздуха при высоких температурах. Антропогенные источники выделяют около 93% оксида азота. Атмосферные осадки рН ниже 5,6 получили название кислотные дожди. Кислотные дожди наносят ущерб не только природе, но и зданиям и другим сооружениям. Кислотные дожди наносят ущерб лесам планеты. В Западной Европе количество пострадавших лесов достигло в последние годы 30%, а местами 50%. У нас в стране более 600 тыс. га лесных массивов, расположенных в зоне вредных выбросов промышленными предприятиями, находятся в состоянии полного или частичного высыхания. При воздействии кислотных дождей леса высыхают, развивается суховершинность.

Под действием кислотных дождей медленно разрушаются исторические памятники из мрамора и известняка, простоявшие многие века и даже тысячелетия, как, например, Парфенон в Афинах. Действие кислотных дождей распространяется и на физическое здоровье населения. Возникает дополнительное загрязнение питьевых вод, так как кислота вытесняет из пород различные токсичные металлы – ртуть, свинец, кадмий.

ОТВЕТ: Решение этой экологической проблемы требует следующих мер: резкого снижения выбросов оксидов серы и азота, в первую очередь сернистого газа. Внедрения новых технологий, связанных с: топливом, извлечением и удалением серы из топлива, улавливанием окиси серы из домовых труб. Международного сотрудничества, поскольку проблема кислотных дождей глобальна.

Приложение 6

Последствия ядерной войны.

Важным фактором, ведущим к радиоактивному загрязнению элементов биосферы, являются проводимые ядерные испытания. Всего в мире произведено свыше 2 тысяч испытаний ядерного оружия, более 500 из них в атмосфере. Этими взрывами в окружающую среду вынесено миллионы кюри радиоактивных цезия-137, стронция-90 и других элементов.

Нерешенными остаются проблемы захоронения и утилизации радиоактивных отходов (РАО). Развитые страны стараются сбыть РАО на хранение развивающимся странам или на необитаемые острова в Мировом океане, захоронить на морском дне. Например, у Новой Земли затоплено более 11 тысяч контейнеров с РАО, 15 аварийных реакторов с атомных подводных лодок и ледокола «Ленин». Абсолютной безопасности при этом не достигается, так как материал контейнеров подвержен коррозии: металлические разрушаются через 10 лет, бетонированные – в течении 30 лет.

Самым опасным обстоятельством с точки зрения радиоактивного загрязнения окружающей среды может стать ядерная война.

Перечислю лишь наиболее опасные последствия ядерного конфликта. Это подрыв продовольственной базы, массовые эпидемии, рост числа генетических, физиологических и психических нарушений.

В случае ядерной войны изменится экологическая ситуация на планете. Изменится климат Земли, наступят «ядерная ночь» и «ядерная зима». Нарушится водный режим на планете, изменится химический состав атмосферы. Почвы и водоемы окажутся сильно закисленными.

Недостаток света приведет к сильному ослаблению фотосинтеза, будет подорван продукционный процесс в биосфере. Возникает кислородное голодание вследствие поглощения кислорода при пожарах и прекращения фотосинтеза. Погибнут многие экосистемы. На месте тайги возникнут болота, на месте лесов – сухая степь. Радиация и ультрафиолетовое излучение приведут к подавлению иммунной системы человека и животных, что приведет к эпидемиям, и многие виды вымрут вследствие мутационных процессов.

Вымрет наибольшая часть млекопитающих.

В результате ядерной войны произойдет глобальное разрушение природной среды и социально-экономических структур общества, которое исключает возврат к предвоенному состоянию. В глобальной ядерной войне не только не будет победителей, но избежать ее последствий не удастся никому.

Приложение 7

Преподавател: Глобальные экологические проблемы... Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях - это объяснение, в других диагноз болезни, в третьих приговор. Какие меры необходимо предпринять для их решения?

    Что такое экологическая культура? (регулятор взаимоотношений человека и окружающей природы)

    Что означает понятие ноосфера в переводе с греческого? (это сфера разума)

    Что же является реальным шагом на пути ноосферного развития (концепция устойчивого развития)

    Что это означает? (удовлетворение потребностей настоящего времени, которые не ставят под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности).

    Что относиться к этическим нормам? (уважение и забота о Земле).

Приложение 8

Изучение нового материала

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений.

Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой. Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния привело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы – предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы.

С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: «Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека».

Положения:

Устойчивое развитие – объективное требование времени.
- Россия на пороге XXI века

Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.

Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.

Этап перехода России с устойчивому развитию.

Приложение 9

Закрепление

    Какая стратегия в концепции развития нацеливает на изменения окружающей среды?

    Что такое устойчивое развития?

    Кто находится в центре внимания концепции устойчивого развития?

    Какие основные положения этой концепции?

Приложение 10

Занятие 2

Тема «Устойчивость и развитие»

Вопросы к теме:

    Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие» (Приложение № 11).

    Эволюция взглядов на устойчивое развитие (Приложение №12).

    Переходные модели «Устойчивость и развитие» (Приложение № 13)

Цели изучения темы:

Образовательная – сформировать у обучающихся четкое представление об устойчивости развития, которая удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Воспитательная – сформировать у обучающихся представление об экологически грамотном поведении в природе, что от такого поведения зависит, как долго окружающая среда будет оделять нас своими богатствами.

Познавательную активность;

Время проведения: 90 минут.

Дидактическая база: презентации, доклады.

«Устойчивость и развитие»

биология Возникновение концепции «Устойчивое развитие»

философия Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

География

Обучающиеся должны знать:

Определение понятия «устойчивость и устойчивое развитие»

Эволюционные взгляды на устойчивое развитие

Модели устойчивого развития

Обучающиеся должны уметь:

Хронокарта

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 3мин.

3. Контроль исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Изучение нового материала – 40 мин.

5. Закрепление нового материала – 15 мин. (Приложение № 14)

6. Обобщение изученного материала и сообщение оценок – 5 мин (Приложение № 15).

Приложение 11

Контроль исходного уровня знаний

Вопросы фронтального опроса:

    Что такое кризис? Катастрофа?

    Что означает понятие «глобальные экологические проблемы»?

    Каковы причины глобальных экологических проблем?

    Кто несет основную ответственность за возникновение глобальных проблем?

    Каковы пути решения данных проблем?

    Что такое «концепция», «устойчивое развитие»?

    Основные положения концепции.

    Каковы причины их возникновения?

Работа проводится в малых группах, раздаются карточки-задания

Карточка №1

Как уникальные природные условия России влияют на глобальную экологическую ситуацию в мире? Объясните, почему северное положение России на карте мира влияет на уязвимость природных систем к антропогенным воздействиям?

Карточка №2

Докажите, что сохранение естественных природных компонентов России имеет не только региональное, но и глобальное значение?

Карточка №3

Почему возникла необходимость создания Межведомственной комиссии по экологической безопасности России? Как вы понимаете основные положения обеспечения экологической безопасности России? (Заполнить таблицу).

Приложение 12

Эволюция взглядов на устойчивое развитие

Термин «sustainable development», переведенный с английского как «устойчивое развитие», впервые был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Всеобщее внимание к идее с таким названием было привлечено после публикации доклада «Наше общее будущее», представленного в ООН Комиссией по окружающей среде и развитию.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В её документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.

Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития, накопленном за это время . Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа Д. Медоуза «Пределы роста», привлекшая самое широкое внимание к глобальным экологическим проблемам.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов – сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем.

Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде.

Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе – размножение раковых клеток. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

В то же время концепция «нулевого роста» столь же неправомерна, как и концепция бесконечного роста.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций, прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия «устойчивость». Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объемов запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.

Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает качественные усовершенствования большие, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды. Если экономический рост, основанный исключительно на количественных показателях, в конце концов, приводит к саморазрушению (и таким образом является «неустойчивым»), то понимаемое, прежде всего в качественном смысле экономическое развитие устойчивым может быть.

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии «совершенного» рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.

Приложение 13

Последняя четверть 20 века предстает перед нами как эпоха моделирования. К настоящему времени сложилось множество определений термина "модель". Наиболее общим из них следует считать следующее: модель - это некоторый заместитель, в чем-либо подобный оригиналу, заменяющий на время объект изучения в длительном и сложном процессе познания. Особенно острую потребность в моделях ощущают науки, имеющие дело со сложными образованиями, состоящими из множества разных элементов, способных существовать во многих состояниях.

Модели - мощнейшее орудие познания. Построение модели, включающей множество элементов, позволяет объединить, с одной стороны, извечное стремление науки к разложению сложного объекта на элементы, а с другой - к объединению этих элементов. Это удачное сочетание двух противоречивых тенденций делает модели незаменимым инструментом исследования таких сложно организованных объектов, как ландшафты. Модели выступают как одно из сильнейших методических средств, сопровождающих внедрение системного подхода в географию.

Будучи некоторым заместителем, в чем-либо подобным оригиналу, модели выполняют в географической деятельности ряд функций: коммуникативная, модель-представление, модель-концепция, модель-протокол, модель-результат.

Существование множества моделей вызывает к жизни вопрос об их классификации. Различают классы моделей: вербальный, графический, математический, мысленный, блоковый, имитационный, территориальный.

К вербальным моделям относятся модели-образы, дефиниции, законы науки, названия типов ландшафтов. Все они выполняют основную функцию модели - замещают в исследовании сам изучаемый объект.

Модели-образы . Анализируя множество моделей, нельзя не заметить влияния, оказываемого на их характер образом модели-донора, некоторой материнской модели, порою достаточно простой. Так, в работах Д.Л. Арманда отчетливо выступает стремление создать модель ландшафта по образу машины . Многие модели построены по аналогии с электросетью и сетью коммуникаций и т. д. Основная функция моделей-образов - помочь нахождению аналогии между ландшафтом и другими, более хорошо изученными объектами, с целью использования для познания ландшафтов подходов и методов, разработанных в других областях знания.

Дефиниции - определения понятий - как модели играют колоссальную роль. Воспринятая исследователем дефиниция - будь то определения ландшафта, структуры, связи и т. д. - постоянно присутствует в его сознании, участвует в формировании графических, математических и сложных картографических моделей.

Законы науки - эмпирические и теоретические - также могут выступать в роли моделей. Так, общий закон о связи компонентов ландшафта между собой выступил в 1920-е гг. моделью, позволяющей по растительности судить о почвах, а позднее по растительности - о климате.

Названия типов (географические названия) - моренный ландшафт, пойменный ландшафт - это, пожалуй, одни из наиболее ранних вербальных моделей. Основная их функция - "портретная".

графические модели настолько разнообразны, что их анализ позволяет сделать следующие выводы: 1) широкое использование графических моделей свидетельствует об активном внедрении процессов абстрагирования в географическую деятельность, 2) разнообразие моделей, для познания одного географического объекта свидетельствуют о продолжающемся углублении представлений нашей науки о реальной действительности. Многообразие графических моделей позволяет сгруппировать их в три группы, выступающие подклассами в пределах класса : плоские, объемные, динамические , в свою очередь состоящие из набора видов. В пределах плоских моделей выделяются виды: блоковые, картографические, аэроснимки и космические снимки . блоковые , занимая важное место в ряду "вербальные - блоковые - математические", наилучшим образов отражают реальную связь между элементами и частями систем и системой в целом, между системой и ее окружением. Они выразительно, в явной форме (в отличие от математических), и наглядно отражают идею исследователя. Без предварительного создания и осмысления графической модели переход к математической практически бессодержателен. Обострилась потребность в блоковых моделях в период развертывания массовых стационарных исследований. Здесь они выступали как программа исследований и модели обобщения. Модели - не просто сочетания геометрических фигур и стрелок, они должны подчиняться основным законам своего языка. А так как модель - запись высказывания, то содержание его передается формой, размером и порядком значков.

Анализ блоковых систем выявил существование двух групп моделей. В первой из них в качестве элементов выступают компоненты природы: литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера или характеристики их состояния (рельеф, климат).

Математические модели представляют собой набор символов. К ним должна быть приложена программа для дальнейшей обработки данных на ЭВМ. Эти модели широко применяются в ландшафтоведении. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в 80-е гг. 20 столетия, что связано с внедрением персональных компьютеров, позволяющих оперативно обрабатывать получаемую разнородную информацию и выдавать ее потребителю в удобном для него виде.

Приложение 14

Закрепление нового материала

Вопросы индивидуального опроса:

    Что такое «модель» и «моделирование»?

    Почему в нашем веке моделирование получает особенное развитие?

    Какие виды моделей различают? Приведите примеры.

    Что такое «глобальные модели экоразвития»?

    Почему глобальные модели первого поколения называются прогнозными?

    Используете ли вы модели в своей жизни?

    Как и с какой целью?

    Какое значение для вас имеет изучение глобальных моделей экоразвития?

Приложение 15

Занятие 3

Тема: Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

Вопросы к теме:

    Экономический, социальный, культурный, экологические способы устойчивости, их взаимодействия и взаимовлияния (Приложение 16).

Цели изучения темы:

Образовательная – сформировать у обучающихся четкое представление об экономическом, социальном и культурном способах устойчивости и развития.

- об ноносферном развитии;

Воспитательная – сформировать у обучающихся представление об экологически грамотном поведении в природе, что от такого поведения зависит будущее человечества.

Развивающая – развивать у обучающихся:

- способность мыслить, анализировать изученный материал;

- познавательную активность;

- навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Тип занятия: комбинированный урок.

Время проведения: 90 минут.

Дидактическая база: презентации, карточки - задания.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Способы решения экологических проблем

в рамках концепции «Устойчивость и развития»

биология тема: «Устойчивость и развития»

география

медицина

Обучающиеся должны знать:

- определение понятия «Экологические, культурные, экономические способы устойчивости»

- взаимодействия данных способов развития;

- экологический след и индекс человеческого развития.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать изученный материал

- обобщать полученные знания об эволюционных взглядах на устойчивое развитие.

Хронокарта

    Организационный момент – 2 мин.

    Актуализация опорных знаний – 3 мин.

    Контроль исходного уровня знаний – 25 мин (Приложение 16).

    Изучение нового материала – 30 мин (Приложение 17).

    Закрепление нового материала – 25 мин (Приложение 18).

    Обобщение изученного материала и сообщение оценок – 5 мин (Приложение 19).

Приложение 16

Проверка исходного уровня знаний.

Вопросы фронтального опроса:

    Что означает понятие «устойчивость» и «устойчивое развитие»?

    Что такое «моделирование», «модели»?

    Каково значение моделей?

    Какие виды моделей различают?

    Какие три поколения глобальных моделей выделяют?

    Какое отличительное свойство присуще всем глобальным моделям?

Работа малыми группами по карточкам-заданиям.

Карточка№1

Объясните значение глобальных моделей экоразвития в развитии глобального экологического мышления.

Карточка№2

Имитационная система проекта включает три блока: климат, биоту, человеческую деятельность. Модель была использована для изучения климатических последствий ядерной войны. Почему именно климатические последствия окажутся основной причиной, которая сделает ядерную войну, если она произойдет, последним актом человеческой цивилизации?

Карточка №3

Глобальное равновесие возможно при введении мер: 1) рождаемость должна обеспечивать лишь простое воспроизводство населения, а его численность должна быть стабильной; 2) индустриальное развитие должно быть стабилизировано; 3) потребление ресурсов на душу населения не должно превышать 1/8 уровня 1970 г.; 4) объем загрязнителей должен быть уменьшен до ¼ уровня 1970 г. Объясните взаимосвязь и взаимовлияние всех названных мер. Как их можно реализовать?

Приложение 17

Изучение нового материала.

Вопросы к теме.

    Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие.

    Экологический след и индекс человеческого развития.

Лекция

Кризисная экологическая ситуация в России и необходимость ее изменения послужили основой для разработки государственной стратегии перехода России к устойчивому самоподдерживающему развитию.

Разработаны основные принципы обеспечения экологической безопасности России:

- социальное и экологическое развитие страны, в ходе которого обеспечивается возрастающее качество жизни людей при сокращении или стабилизации отрицательного воздействия на природу, соблюдаются законы развития биосферы, природно-климатических зон.

- рациональное природопользование, при котором ресурсное обеспечение в равно й мере удовлетворяет интересы нынеживущих и будущих поколений, сохранение биологического разнообразия.

- действия и выполнения международного права, регламентирующего природопользование и качество жизни.

Цели концепции экологической безопасности России.

- улучшение качества воздуха

- рациональное использование водных ресурсов и улучшение качества воды

- борьба с загрязнением морей и прибрежной морской среды

- защита почв и рациональное землепользование

- совершенствование лесохозяйственной деятельности

- сохранение биоразнообразия

- управление опасными отходами

- общесистемная стратегия развития промышленности, энергетики, транспорта

- мероприятия в области социальной сферы.

Выбор пути развития цивилизации

По мнению большинства ученых, у человечества есть еще 40 лет для возращения природной среды в положение нормального функционирования. Сумеет ли использовать его человечество? Из современного глобального экологического кризиса есть две главные траектории выхода в будущее: техносферная и ноосфера. В XX в. Человечество сделало исключительные успехи в переводе биосферы в техносферу. Мало кто пологал, что техносферного развития мира, ее система ценностей приведут человечество к практическим рубежам. Техносфера – это часть биосферы, преобразованная людьми. От рубежа промышленной революции XVIII в. начинается новая ступень развития материальной культуры – техническая цивилизация. Культ природы заменяется культом техники. Наступление техносферы на биосферу приводит к сильному истощению последней. Ухудшается физическое и духовное здоровье здоровье людей. Итак, техносферный путь развития цивилизации сопровождался в последние годы беспрецедентным разрушением окружающей среды. Дальнейшее разрушение ее приведет к сильнейшему потрясению биосферы и к гибели человечества. Употребляя тот же термин, наш великий соотечественник Владимир Иванович Вернадский имел в виду нечто иное. Еще в начале века он писал о том, что человечество постепенно становится основой геологической силой нашей планеты и, следовательно, на определенном этапе своей истории ему придется принять на себя ответственность за будущее развитие и биосферы, и человеческого общества, где все развивается в единой взаимосвязи. Биосферно – ноосферная концепция В.И. Вернадского оказалась необходимым связующим звеном, без которого нельзя представить единое развитие Природы и Бытия человечества, его общественной эволюции. Ноосферное развитие в свете современных представлений базируется на понимании того, что: 1. Человечество является фактором, определяющим перестройку биосферы;

    Человечество должно взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов на нашей планете;

    Без сохранения природы Земли невозможно продолжение рода человечество;

    Необходимо выработать общепланитарную стратегию, которую будет поддерживать все человечество;

    Необходимо создание единого экологического пространства и межгосударственного органа по ноосферному развитию;

    Будущее человечества определяется его способностью выполнять экологический императив (не нарушать пороги устойчивости природных систем), что во многом определяется принятием нравственного императива (вспомните, что это такое). Реальном шагом на пути ноосферного развития стала концепция устойчивого развития поддерживаемого развития. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Приложение 18

Закрепление материала

Что такое техносфера?

Почему необходимо сделать новый выбор в развитии цивилизации?

Подтвердите примерами тот факт, что в XX в. Человечество сделало исключительный успехи в переводе биосферы в техносферу.

Почему необходим переход человечества на ноосферный путь развития?

С именами каких ученых связывают термин «ноосфера»?

Какой вклад в учение о ноосфере внес наш соотечественник В.И. Вернадский?

На каких положениях базируется понимание ноосферного развития?

Почему концепцию устойчивого развития рассматриваются как важнейший шаг к ноосферному развитию?

Как вы можете повлиять на выбор пути, по которому будет развиваться цивилизация?

Заключение

Изучение данных тем имеет большое значение для человечества. Биосфера как экологическая система истощена. Поэтому вопрос о сохранении природной среды стал равноценен вопросу о выживании всего человечества. Глобальные экологические проблемы…..Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях – это объяснения, в других –диагноз болезни, в третьих – приговор. Какие меры необходимо предпринять для их решения. В деле решения современных экологических проблем нет «зрителей» и «действующих лиц» мы все несем ответственность за сохранение жизнь на нашей планете. Содержание данных тем направлено на формирование у каждого из нас активного отношения к решению глобальных экологических проблем.

Приложение 19

Список используемой литературы

1. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). - М., 2012. - С. 116.

2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М., 2013.

3. Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. - 2012.

4. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). - М., 2012.

5. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М., 2012.

6. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М., 1990; Он же. Проблема агроноосферной революции. - М., 2013.

  • 5. Экология и устойчивое развитие.
  • 6. Глобальные экологические прогнозы и сценарии будущего
  • 7. Основные свойства живых систем. Уровни биологической организации. Ресурсы вещества и энергии.
  • 8. Понятие экосистемы и биогеоценоза. Общая характеристика и примеры экосистем.
  • 9. Биотическая структура экосистем. Трофические уровни, пищевые цепи и пищевые сети.
  • 11.Принципы функционирования экосистем. Круговорот биогенов и поток энергии. Экологические пирамиды.
  • 13.Основные типы экосистем и их биологическая продуктивность.
  • 14. Механизм экологического равновесия. Биотический потенциал и сопротивление среды. Динамика популяций. Биоразнообразие.
  • 15. Динамика экосистем. Гомеостаз и экологические сукцессии.
  • 17. Биосфера и ее эволюция. Функции биосферы. Круговорот веществ. Понятие ноосферы.
  • 18. Антропогенный материальный баланс и классификация техногенных воздействий, промышленных загрязнений окружающей среды.
  • 20. Водные ресурсы, их состояние и использование.
  • 21. Земельные ресурсы и недра. Их состояние и использование.
  • 22. Лес, растительный и животный мир. Их состояние, использование и воспроизводство. Загрязнения окружающей среды транспортом.
  • 23. Классификация техногенных воздействий и загрязнений окружающей среды.
  • 24. Загрязнения окружающей среды промышленностью.
  • 25. Загрязнения окружающей среды топливно-энергетическим комплексом.
  • 26. Экологические и социально-экономические последствия загрязнения окружающей среды
  • Способы и средства защиты человека от воздействия электромагнитных полей
  • Организационные мероприятия по защите от эмп
  • Инженерно-технические мероприятия по защите населения от эмп
  • Лечебно-профилактические мероприятия
  • Эффект суммации
  • 35 Вопрос Организация экологического контроля. Экологический мониторинг.
  • 36 Вопрос Основные направления экологизации производства. Критерии экологичности технологических процессов.
  • Вопрос 43 Ответственность за экологические правонарушения
  • Вопрос 44 Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Органы государственного управления и экологического контроля
  • Функции государственного экологического управления
  • 3. Финансирование и материально-техническое обеспечение экологичес­ких программ и мероприятий.
  • 8. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответст­венности за экологические правонарушения.
  • Вопрос 45 Механизмы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
  • 5. Экология и устойчивое развитие.

    Усто́йчивое разви́тие - гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

    С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем , от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы . Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению

    Прогресс экономической науки привёл ко всё большему учёту природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стали дефицитными. Причем это относится не только к невозобновимым ресурсам , но также и к так называемым возобновимым ресурсам - прежде всего ресурсам экосистем (экосистемным «товарам» и «услугам») и биоразнообразию . Одно из определений устойчивого развития - это неистощительное развитие в долгосрочном, межпоколенном плане. Так как природа является основой жизнедеятельности человека, её истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления. С другой стороны, оказалось, что многие возобновимые природные блага не имеют должной ценности, что является источником их истощения и деградации. Поэтому произошел переход к экологической экономике и экономике устойчивого развития. В то же время взаимодействие социальных и экологических факторов привело к рассмотрению ещё одного фактора производства - социального капитала.

    6. Глобальные экологические прогнозы и сценарии будущего

    в 70-х годах XX века были начаты исследования возможных путей развития Земли при сохранении существующих тенденций или при экологичной корректировке развития. Были созданы так называемые «сценарии» развития Земли. К настоящему времени разработаны многочисленные сценарии, существенно отличающиеся по степени научной обоснованности и объективности. Некоторые из них носят откровенно эмоциональный «алармистский» характер и предупреждают о скорой катастрофе; другие более объективны и дают конкретные рекомендации к действиям.

    С одной стороны, многие сценарии развития Земли пессимистичны, предполагается кризисное состояние планеты в середине XXI века. Но, с другой стороны, есть целый ряд безусловных достижений человечества, который оставляет надежду на преодоление основных кризисных явлений и постепенное, длительно протекающее достижение более устойчивого (экологичного, экологически устойчивого) состояния планеты и всех стран. Вместе с тем необходимо изучение ближайших перспектив развития стран и всей планеты, чтобы попытаться предвидеть негативные тенденции и, насколько возможно, своевременно реагировать с целью их изменения. Поэтому прогнозирование и составление реалистичных «сценариев» развития Земли, безусловно, очень ценно для выработки стратегии развития, для обучения и воспитания всех граждан их действиям в условиях устойчивого (или «балансирующего»?) развития.

    Можно достаточно просто экстраполировать существующие тенденции в деградации природной среды, в развитии городов, деятельности людей, и пр., и получить прогнозы на ближайшее будущее. Так, например, в дан прогноз изменений окружающей среды на срок до 2030 г. В большинстве случаев для рассматриваемых негативных изменений компонентов и параметров окружающей среды (потребление первичной биологической продукции, истощение слоя озона, сокращение площади лесов, опустынивание, деградация земель, повышение уровня мирового океана, исчезновение видов организмов) прогнозируется сохранение тенденций. Такие сценарии подчеркивают негативность современной деятельности человека и могут быть отнесены к «алармистским».

    «Негативные» сценарии двойственны по цели: одни из них привлекают внимание человека к возможному опасному будущему с целью принятия своевременных мер для переориентации деятельности; другие – просто констатируют появление нового, полностью техногенного мира, и прогнозируют скорый конец человечества. В далеких от экологии работах предсказывается постепенное исчезновение естественной природы и переход к бесприродному техническому миру (БТМ), который может вместить очень большое число жителей. Единственной (!) проблемой, по мнению авторов, является необходимость передачи ряда функций исчезающей природы (таких, как производство кислорода) технике. Есть еще более невероятные проекты, например, сфера Дайсона вокруг Солнца с размещением в космосе все большего числа прибывающих жителей. Экспансия человечества в космосе давно рассматривается как проблема, которая, несомненно, будет скоро решена (несмотря на высказываемые экологами серьезнейшие вопросы, ставящие под сомнение эту идею).

    Получается парадоксальная ситуация: не решив сложнейшие вопросы взаимодействия с природной средой у себя дома, загрязнив природу Земли и приведя ее к глобальным экологическим проблемам, человек собрался вместе со всеми своими проблемами на другие планеты (можно уверенно предположить перенос "земных" способов неэкологичного взаимодействия с природой на другие планеты и, следовательно, возникновение и на них тех же самых глобальных проблем). Можно считать, что человек должен вначале доказать свою способность экологичного сосуществования с природой Земли и только после этого он будет иметь право распространяться в пространстве.

    Стратегия тотальной очистки предлагает введение безотходных и ресурсосберегающих технологий. Однако они никогда не могут быть полностью реализованы ввиду принципиальной невозможности стопроцентной очистки, очень высокой стоимости очистных сооружений с высокой степенью очистки и малой конкурентоспособности таких технологий.

    Стратегия централизованного управления с заменой биосферы искусственными биоценозами и безотходными технологиями, управляющимися централизованно с помощью природно-хозяйственных систем. Эта стратегия также не может быть реализована в связи с высокой аварийностью техногенных систем и полнейшей невозможностью решения экологических проблем. Здесь следует вспомнить высказывание Н.Н. Моисеева «Биосфера без человека существовала и может существовать, человек вне биосферы существовать не может – этот тезис должен быть принят в качестве аксиомы. … как ни важно техническое и технологическое совершенствование основ цивилизации, никакого чисто технического или технологического решения проблемы будущности человечества не может быть –принципиально» . (Впрочем, эта мысль в иной форме многократно высказывалась и ранее многими исследователями).

    Стратегия ограничения потребления предлагает сократить уровень потребления ресурсов, энергии, продукции в соответствии с природно – ресурсным потенциалом Земли и медико-биологическими критериями здоровой жизни человека. Эта стратегия может быть реализована только при изменении образа мышления, философии, деятельности человека. Она может решить многие проблемы (сохранить естественную природную среду, ресурсы, экологическое равновесие, устойчивость среды и пр.), если будут выработаны и соблюдаться принципы справедливого распределения ресурсов. К этой стратегии, видимо, можно несколько условно отнести известную концепцию «нулевого роста», предусматривающую отсутствие роста мировой экономики и многих других показателей.

    Центральная стратегия, во многом основанная на наиболее экологичных предложениях в области жизни и деятельности, на глубинной экологии, на экофилософии, на диалектическом синтезе новой философии и новых технологий. Основополагающими критериями этой стратегии являются признание того, что человечество – это неотъемлемая часть природы, полностью зависимая от окружающей его природной среды; природно-ресурсный потенциал планеты ограничен, и нужно срочно разработать превентивные экологические запреты до исчезновения природных ресурсов; нужно создать принципиально новый социально-экономический механизм гомеостаза «природа – товар – деньги - природа» в системе «человек - природа». В рамках центральной стратегии приемлемы только экологичные технологии, экологизация всей деятельности, потребностей и образа жизни человечества.

    Из описания этих сценариев можно сделать вывод о том, что практически все предложения из приведенных четырех вариантов развития так или иначе будут применяться (и применяются) в практике.Очевидно, наиболее общим, объединяющим сценарием является глобальная экологизация всей деятельности человечества . В это понятие входят практически все предложения по достижению устойчивого развития.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие» Составила: Преподаватель экологии Тажетдинова Л.А.

    ??????????????????????????????? «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить». (Г. Торо)

    Каковы основные условия устойчивого развития? приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением); сохранение биологического и культурного разнообразия; согласование природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов.

    Устойчивое развитие -удовлетворение потребностей сегодняшнего поколения (людей) с тем расчетом, чтобы не лишать будущие поколения возможностей удовлетворять их будущие потребности. Понятие «Устойчивое развитие» вошло в употребление мирового сообщества в 1987 году

    Что значит жить в гармонии с природой? познание окружающего мира без его разрушения; преобразование внешней среды - без нарушения равновесия в биосфере.

    Каковы возможные варианты пути к устойчивому развитию? 1в. - опираться на научные знания в отношениях с природой; 2в. - сознательно уменьшить численность населения; 3в. - создание Экологического общества.

    Какова основная задача Экологического общества? Основная задача Экологического общества - помочь биосфере сохранить её устойчивость. Одной из главных человеческих ценностей в таком обществе является жизнь в целом.

    ВЫВОД: Концепция устойчивого развития предполагает такое развитие общества, которое обеспечивает стабильный экономический рост, не приводит к деградации окружающей среды. Концепция устойчивого развития - идея гармонизации взаимоотношений человека и природы. В1992году была принята Концепция по биоразнообразию, это связано с тем, что антропогенное воздействие на окружающую природную среду привело к сокращению генофонда живых организмов на Земле.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данная презентаци может быть использованна при изучении темы "Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы" в 10 классе по УМК Семакина И.Г., Хеннера Е.К....

    © 2024 Все о получении кредита. Информационный портал