Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Задолженность населения за коммунальные услуги в. Статистика жкх. Уменьшение платежей за коммунальные услуги

Эксперты Алексея Кудрина из Центра стратегических разработок (ЦСР) придумали очередную реформу для россиян. На сей раз их нововведение касается сферы ЖКХ. ЦСР предлагает обязать собственников жилья в многоквартирных домах солидарно оплачивать долги соседей за содержание общего имущества. Затем в судебном порядке они смогут требовать от должников компенсации.

Согласно задумке, члены ТСЖ должны оплачивать долги неплательщиков жилищно-коммунальных услуг. Если кто-то из собственников задолжал за услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в доме, то остальные члены ТСЖ должны будут погасить эту задолженность, а затем взыскать ее с виновного. Если ничего не помогает, то лишать должника собственности через суд.

По замыслу ЦСР учреждать ТСЖ будут сами жители домов, как и сейчас. Если решение по созданию ТСЖ примут, то в товарищество включат всех жителей дома. В случае задолженности одного из жильцов дома по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в доме расплачиваться по долгам будут обязаны все участники ТСЖ, то есть все жители дома. После этого жителям придется самостоятельно взыскивать долг с должника в свою пользу.

Центр стратегического развития предложил несколько вариантов такого взыскания. Если при задолженности по ЖКХ более 6 месяцев, то жилье должника становится залогом. Если долг не погасят за установленный срок, то недвижимость должника передадут ТСЖ.

«Создание такой конструкции ТСЖ не только обеспечит совместную ответственность собственников за состояние общего имущества, за оплату оказанных услуг, выполненных работ в отношении общего имущества, но и будет способствовать тому, что такие ТСЖ будут рассматриваться как надежные заемщики на финансовом рынке для модернизации общего имущества многоквартирных домов», - говорят специалисты центра.

По словам сотрудников ЦСР, нынешняя модель ТСЖ – то есть сосуществование в одном доме членов товарищества и не вступивших в него жильцов – признана неэффективной и нестабильной. В минстрое РФ заявили, что проект ЦСР выглядит нереалистичным, так как это копирование европейских кондоминиумов.

По информации ГИС ЖКХ на октябрь текущего года, в стране 42% домов управляются управляющими организациями, а ТСЖ, ЖСК, ЖК и прочие разновидности кооперативов закрывают в общей сложности 3,4% домов.

«Долги в коммунальном секторе – системное явление. Неплатежи накапливаются по всей цепочке жилищно-коммунальных правоотношений: не все жители оплачивают счета за жилищно-коммунальные услуги, много претензий к управляющим организациям в связи с задержками платежей за коммунальные ресурсы и нецелевым использованием денег», – говорится в докладе ЦСР.

Идея обязать собственников жилья оплачивать долги соседей за содержание общего имущества домов противоречит действующему российскому законодательству. Об этом агентству РИА Новости рассказал первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.

«Эта инициатива противоречит гражданскому законодательству, в частности Гражданскому кодексу. Человек не может платить не за свои долги, у него нет таких обязательств. Можно обязать человека платить в рамках публичных правовых отношений по каким-то платежам или в рамках гражданско-правовых отношений, если это установлено договором. Ни того, ни другого случая я в этой ситуации не прослеживаю», - заявил он, добавив, что подобных предложений пока в Госдуму не поступало.

В целом предложение ЦСР выглядит нереалистичным, это прямое копирование действующего в Европе порядка управления кондоминиумом, заявил РБК представитель Минстроя.

«Состояние гражданского общества в России еще не достигло такого уровня, чтобы все жители многоквартирного дома согласились нести ответственность за соседа и выступать объединением собственников в качестве, по сути, корпорации», - уточнил представитель ведомства.

Кроме того, по его словам, в инициативе ЦСР «усматривается нарушение конституционного принципа права свободы собственности».

Изменение действующего законодательства для введения новой схемы работы ТСЖ «вряд ли возможно», категорична старший юрист практики по недвижимости и инвестициям фирмы «Качкин и партнеры» Вероника Перфильева.

«В том числе потому, что данные изменения предполагают возможность посягательства на конституционное право гражданина на жилище», - полагает юрист, добавляя, что изменения нужно будет внести не только в Гражданский кодекс, но и в Жилищный кодекс и Конституцию России.

Авторы доклада, в свою очередь, уверены, что изменения в Конституции не потребуются, поскольку «в отношении отдельных организационно-правовых форм юрлиц гражданское законодательство допускает обязательное членство».

Предложения правильные, никто не сможет лучше воздействовать на должников, чем жильцы дома, считает исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ, директор Ассоциации «ЖКХ Контроль города Москвы» Вера Москвина: «Мы уверены, что данное, давно назревшее предложение пройдет. Собственник имеет право самостоятельно руководить своим имуществом. Без жилищного объединения это сделать невозможно. Заставить собственника выполнять какие-то элементарные дисциплинарные правила смогут только соседи. Поэтому соседям сегодня и дается такая власть. Это совершенно правильное решение, мы думаем, что оно сдвинет все с мертвой точки. 80% собственников считают, что независимо от того в собственности у него квартира или нет, государство обязано по-прежнему делать то, другое, пятое. Все, друзья, халява кончилась, другого выхода мы не видим. Это правильное решение».

«В постановлении Конституционного суда РФ есть следующее: все жители многоквартирного дома несут равную обязанность по содержанию этого дома. Не важно, являешься ты членом ТСЖ или собственником квартиры, ты одинаково несешь ответственность за содержание и ремонт общего имущества. У нас есть практика, не помню сейчас, по-моему, кооператив, в нем многодетная мать. Долг на сегодняшний день около 700 тысяч рублей. Есть решение суда, как вы понимаете, исполнительное производство прекращается. Заходят в квартиру, описать нечего - все, до свидания. Она говорит, что платить не собирается. Несмотря на решение Верховного суда о том, что арест на квартиру можно наложить, она заявляет: да мне чего, я ее продавать не собираюсь. Каждый должен платить за себя. Я не хочу платить за того парня. Это абсолютно безвыходная ситуация. Я взыскиваю с должника, трачу деньги на услуги адвоката, но мне полностью не компенсируют мои затраты».

Глава министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев в четверг сообщил, что сумма выпадающих доходов в бюджетах регионов в связи с задолженностью в сфере ЖКХ составляет около 23 миллиардов рублей.

Президент РФ Владимир Путин призвал оперативно решать вопросы, связанные с задолженностью россиян по ЖКХ. Глава государства подчеркнул, что оставлять людей без тепла ни в коем случае нельзя.

«Вот эти 23 миллиарда - деньги немалые. Мы с вами понимаем, что, сколько бы это ни стоило, мы же людей не можем оставить без тепла», - сказал Путин на совещании с министрами.

В России тарифы на услуги ЖКХ с 1 января 2019 года вырастут на 1,7%, но ограничатся средним увеличением за 2019 год на 4%. Повышение произойдет в связи с повышением НДС. Об этом заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев, сообщается на сайте министерства.

В «Прогнозе социально-экономического развития России» записано, что с 1 января 2019 г. тарифы на коммунальные услуги будут увеличены на 1,7%, а с 1 июля - на 2,4%. Такое решение принято правительством РФ.

«Теперь оно с федерального уровня придёт на региональный, и уже субъекты РФ будут его исполнять», - пояснил Якушев.

По словам главы ведомства, несмотря на повышение НДС со следующего года, Минэкономразвития РФ сохранило подход к индексации тарифов на уровне целевой инфляции - около 4%.

Новости СМИ

Новости партнеров

По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. © СС0

Задолженность по коммунальным платежам в России на данный момент составляет 1,34 трлн рублей, сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. При этом около половины — задолженность населения (645 млрд рублей), а остальное это долги посредников, например, управляющих компаний.

Министр заявил о намерении «устранить посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями». Мень сказал журналистам, что сейчас обсуждается законопроект, который позволит потребителям коммунальных услуг напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.

Между тем, как заявил «Росбалту» депутат Госдумы, сопредседатель «Союза жителей» Олег Шеин, рост долгов по услугам ЖКХ зачастую происходит из-за непродуманных действий самих чиновников министерства строительства и ЖКХ. По его словам, в ряду просчетов стоят и ограничение прав жителей на непосредственное управление домами, и проволочки в использовании зарубежного опыта.

«Безусловно, прямые договоры — это вещь более правильная, чем договор, заключенный через посредников. Модель, когда деньги проходят через иные руки и не сразу поступают к поставщику услуги к тем, кто произвел отопление, воду, газ, является неправильной. Переход на прямые договоры необходим. Но что является препятствием? Раньше собственники любого дома имели право заявить о том, что они выбирают не управляющую компанию, не ТСЖ, а способ непосредственного управления домом. При этом способе автоматически договорные отношения по коммунальным услугам становились прямыми. Однако в 2014 году по инициативе министерства способ непосредственного управления был ограничен домами с числом квартир не превышающим 30-ти. В результате, если раньше у людей была возможность платить напрямую, то после реализации инициатив министерства ЖКХ такая возможность исчезла. И сегодня законодательство очевидно требует корректировки», — рассказал народный избранник.

Депутат подчеркнул, что рост долгов по коммунальным платежам во многом растет из-за неверного начисления счетов по общедомовым нуждам (ОДН). «Долги возникают в силу счетных ошибок коммунальных служб, когда ставится общий счетчик и выставляется счет, исходя из общедомового потребления. Но коммунальные компании не всегда учитывают реальное потребление отдельных квартир, и в этих обстоятельствах возникают счетные претензии. При сверках они резко уменьшаются. Однако невозможно ежемесячно делать сверку по каждому дому, по каждому объекту. За рубежом пошли путем установки автоматических систем учета энергии: ставится специальное оборудование, и оно считывает показания по квартирам, по дому. В результате нет никакой проблемы с ОДН и нет завышенных претензий со стороны коммунальных компаний. В России дискуссия о таком способе длится много лет, и пока движений, к сожалению, не предпринимается. Явно есть необходимость обратить внимание правительства перенять этот зарубежный опыт», — уверен Олег Шеин.

Заявление министра о необходимости устранить посредников между потребителями услуг и снабжающими организациями означает признание неэффективности нынешней системы ЖКХ, считает сопредседатель Координационного совета протестных действий Перми Светлана Кравцова. Предложенная министром схема, однако, не будет означать перехода к индивидуальным договорам.

«Непосредственное управление — это когда стороны договора: житель и ресурсоснабжающая организация. Прямой же договор предполагает, что стороны договора: управляющая компания и ресурсоснабжающая организация, но жители при этом платят на счет ресурсников, минуя УК. А было бы правильнее, если бы УК в этой связке вообще не было, то есть были бы только житель и ресурсоснабжающая организация», — заявила Светлана Кравцова.

Активистка напомнила, что к управляющим компаниям накопилось много претензий со стороны граждан, и эти проблемы не решаются при нынешней системе. «Достаточно представить, что когда жители пожалуются на некачественную поставку услуг, то ресурсоснабжающая организация отфутболит их к „управляшке“, мол, договор заключен с ней. А „управляшка“ будет футболить к ресурсоснабжающей организации: мол, платите-то вы напрямую ей. И получается замкнутый круг», — констатировала Светлана Кравцова.

Председатель президиума Ростовской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко считает, что рост задолженности по услугам ЖКХ связан с общей социально-экономической ситуацией в стране. «Нельзя смотреть на ЖКХ в отрыве от ситуации в целом по стране. Вот тарифы с 1 июля в среднем возросли на 4%. А доходы людей выросли или нет? Зарплата растет или осталась на прежнем уровне? Платится она вовремя или с задержками? Из ответа на эти вопросы мы узнаем и причины того, почему многие люди вовремя не оплачивают услуги», — заметил Сергей Атаманенко.

Эксперт подчеркнул, что заметным фактором, влияющим на рост долгов, является и отсутствие платежной дисциплины. Так, если пенсионеры платят регулярно, то занятые бизнесмены могут копить долги, откладывая оплату на «потом».

Атаманенко согласился, что Михаил Мень справедливо попенял посредникам, в частности, управляющим компаниям на долги. «Конечно, нельзя говорить, что в ТСЖ, напротив, все отлично. Как говорится, в семье не без урода. Но надо посмотреть на то, как возникают управляющие компании. Согласно федеральному законодательству главным критерием выдачи им лицензии было раскрытие информации. При этом на заседаниях лицензионных комиссий были представители ресурсоснабжающих организаций, которые говорили, что вот этим, конкретным компаниям, нельзя давать лицензии, что они копят миллионные долги. Но это не было критерием для отказа в выдаче лицензии», — констатировал эксперт.

Сергей Атаманенко скептически отнесся к намерениям чиновников принять новые законы, которые устранят посредников между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. «Сейчас говорят про прямые договоры, создание вычислительных центров. Однако обилие законов компенсируется их неисполнением. Лучше бы остановились в постоянном принятии новых законов и дали всем успокоиться», — полагает эксперт.

Ситуация в системе ЖКХ такова, что каждая причастная организация стремится «снять сливки», считает председатель Союза собственников жилья в Нижегородской области Наталья Шартанова. Как заявила общественница, это и приводит к тому, что деньги жителей не доходят до ресурсоснабжающих организаций, и копятся долги по оказанным услугам.

«Многочисленные долги, которые копятся в системе ЖКХ, это задолженности, в первую очередь, не жителей, а управляющих компаний и ТСЖ. Жителям нужно, чтобы в доме было тепло, горел свет и текла вода из кранов. А вот „управляйки“ и ТСЖ крутятся, вертятся и хотят обогатиться. Вот они и не платят вовремя деньги ресурсникам. Хорошо еще, если эти деньги идут, например, на ремонт дома. Хотя и в этом случае потом все равно надо будет перечислять задержанные платежи. А бывает, что подворовывают и воруют в „управляйках“, известно о таких случаях», — рассказала Наталья Шартанова.

По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. «Кто должен со всем этим разбираться? Прокуратура? Но им пишешь, а они в ответ только отписки присылают. Если бы прокуратура поставила условия, чтобы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации работали правильно, как им и положено, то все было бы совсем по-другому», — уверена Шартанова.

Общественница подчеркнула, что возмущение жителей методами работы управляющих компаний уже приводит к тому, что некоторые возмущенные жители начинают отказываться платить. «Вот повышаются тарифы по услугам ЖКХ. Но управляющие компании не проводят общих собраний, не объясняют ситуации, как они это обязаны сделать. В то же время руководство министерства строительства и ЖКХ сообщает, что многие управляющие компании не перечисляют деньги ресурсоснабжающим организациям. А какие конкретно УК и почему они не перечисляют — не озвучивает. В итоге, у активных жителей в целом растут протестные настроения против управляющих компаний», — констатировала Наталья Шартанова.

Эксперты уверены, что позитивные реформы в системе ЖКХ необходимы. Однако за десятилетия «оптимизаций» в этой сфере россияне привыкли, что от изменений все становится только хуже и дороже. Поэтому граждане с тревогой ждут любых нововведений от госчиновников. И, как правило, оказываются правы.

Дмитрий Ремизов

Свет, тепло и вода - роскошь, которая не всегда по карману. Согласно данным Росстата, с которыми ознакомился Лайф, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 64,6 млрд рублей. Если сравнивать с первой половиной 2017 года, получается больше на 2,5 млрд.

Мужчина или женщина 40–45 лет. В разводе и временно без работы. Профессия - в сфере услуг или строительстве. Сумма долга - около 20–30 тыс. рублей (то есть оплаты не было около года). Таков портрет типичного коммунального должника, по словам генерального директора финансового маркета "Юником24" Юрия Кудрякова.

Каждый десятый или двадцатый должник - те, кого принято называть асоциальными личностями, в основном это алкоголики.

В крупных городах всё чаще встречаются "забывчивые должники" - это те, кто не оплачивает услуги на ежемесячной основе, но после напоминания вносит сразу крупную сумму, - сказал Юрий Кудряков.

Он отметил, что платёжки по ЖКХ - это от 10 до 25% расходов россиян в зависимости от региона. И порой, чтобы расплатиться с коммунальщиками, людям приходится брать кредиты, что ещё сильнее ухудшает их и так незавидное финансовое положение.

На текущий момент порядка 2–4% клиентов направляют взятую в микрофинансовых организациях сумму или её часть на оплату услуг ЖКХ, - сказал генеральный директор МФК "Городская сберкасса" Александр Мамонов.

По его словам, столь большой общий коммунальный долг "в том числе связан с низким доходом населения, его общей закредитованностью и высоким уровнем безработицы".

В России растут все долги населения (не только по ЖКХ) вместе с падением покупательской способности. Падает и средний чек в магазинах, мы всё меньше покупаем, - объяснил экономист Антон Шабанов.

В топ-10 оказались, что логично, густонаселённые регионы (например, Москва и Московская область).

Но также там есть регионы, где жителей не так много, но они бедные. Например, это Дагестан - он занимает третье место в нашем рейтинге по должникам. А также третье место с конца (одно из худших) в по благосостоянию российских семей.

Кабардино-Балкария в рейтинге по должникам оказалась на седьмом месте. В рейтинге по благосостоянию она на первом месте с конца. Кстати, этот регион также оказался на 10-м месте в рейтинге регионов, где жителям сложнее всего платить за электричество (учитывается средняя зарплата и тарифы).

Коммунальные должники в итоге лишаются бытовой техники и автомобилей. Как сообщила в начале сентября пресс-служба Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, "супруги М. задолжали за ЖКХ и по займам в микрофинансовых организациях 130 тыс. рублей".

"Судебные приставы проверили имущественное положение должников и наложили арест на бытовую технику. Стоимость арестованного имущества не покроет огромный долг, но из личной беседы было заметно, что хозяева намерены начать поиски работы, чтобы оплачивать долги", - говорится в сообщении.

Жительница Перми задолжала пермскому филиалу "Энергосбыт плюс" 190 тыс. рублей за коммунальные услуги. Приставы пришли к ней домой и попытались наложить арест на автомобиль Ford Explorer. Дама в отчаянии залезла в багажник и закрыла крышку изнутри.

Коммунальщики могут перекрыть злостным должникам канализацию и устроить другие неприятности, например, повесить в подъезде доску позора с фамилиями. И тут приходится выбирать, как легче держаться - когда нет денег или когда нет денег и канализации.

Долги за ЖКХ в I квартале этого года выросли на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Они достигли 1,4 трлн рублей, следует из данных Росстата (есть у «Известий»). Среди должников - не только малообеспеченные граждане, но также владельцы квартир в новостройках и богатые люди, которые откладывают оплату на потом, пояснили эксперты. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер установленной судом задолженности граждан находится на уровне 46 тыс. рублей.

Долги граждан и юридических лиц за услуги ЖКХ увеличились в I квартале 2018 года на 72 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Росстата, которые есть в распоряжении «Известий». Таким образом, общий объем задолженности в отрасли достиг 1,4 трлн рублей.

Объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд рублей (+5,7%), водоотведение - 63,9 млрд рублей (+6,6%), электричество - 247,5 млрд рублей (+9,7%). Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6% до 234,3 млрд рублей, за тепло - на 6,7% до 569,3 млрд рублей. В газоснабжении задолженность, напротив, сократилась на 9,2%, до 195,2 млрд рублей.

С одной стороны, глобального роста нет, с другой - перелома динамики тоже не заметно, прокомментировал генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин. В 2018 году президент подписал закон о прямых расчетах граждан с ресурсоснабжающими организациями. Документ был призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов. В рамках прежней схемы до РСО от управляющих компаний не дошла весомая сумма - по данным Минстроя, она составляет 250 млрд рублей.

Закон, очевидно, еще не начал работать, поэтому мы пока не видим результатов. Других мер такого масштаба принято не было, в результате высокий уровень долга сохраняется, - пояснил Алексей Макрушин.

Сегодня за жилищно-коммунальные услуги не платят не только малообеспеченные или неблагополучные граждане, отметил он. Зачастую накапливают квитанции и состоятельные граждане - они, скорее всего, заплатят, но позже. Другая весомая категория должников - это владельцы квартир в новостройках, которые приобрели жилье в инвестиционных целях и первые годы редко там появляются.

Он добавил, что если произойдет повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, то это может привести к ухудшению ситуации в отрасли. Убытки поставщиков спровоцируют рост долгов в ЖКХ. Решением в этом случае могло бы стать повышение тарифов за ЖКУ с 1 января 2019 года на те же 2%.

Комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое сейчас формирует пакет предложений для рассмотрения министерством. Одна из инициатив заключается в том, чтобы поставлять коммунальные услуги должникам в связи с началом отопительного периода только после полного погашения задолженности. Эксперты также предлагают разработать механизмы для борьбы с самовольным подключением тепла и ввести административную ответственность за изготовление, продажу и рекламу устройств, искажающих информацию на счетчиках.

Сегодня информация о должниках, не погасивших платежи за ЖКХ по решению суда, передается в НБКИ. По состоянию на 1 июля 2018 года их число достигло 27,5 тысячи человек. Средний размер долга граждан находится на уровне 46 тыс. рублей. Что касается юридических лиц, здесь средний показатель составляет 594 тыс. рублей - в основном из-за неплатежей крупных предприятий. При этом половина задолжала менее 162 тыс. рублей, а половина - больше, пояснили «Известиям» в кредитном бюро.

Около половины злостных неплательщиков полностью или частично погашают свою задолженность почти сразу после того, как узнают о попадании такой информации в их кредитные истории, отметил генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Дело в том, что это не позволяет гражданам претендовать в дальнейшем на банковские займы, ссуды в микрофинасовых организациях, а также услуги ломбардов.

Стремясь компенсировать потери от снижающейся рентабельности взыскания долгов, коллекторы ищут новые источники заработка. Они всерьез заинтересовались взысканием долгов граждан по оплате услуг ЖКХ, которые по России превышают 500 млрд руб., и поставщики таких услуг не против подобного сотрудничества. Эксперты считают, что это незначительно увеличит эффективность взыскания, зато может привести к росту социальной напряженности.


СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) провела круглый стол по развитию направления взыскания в сфере ЖКХ. По оценке руководителя агентского комитета НАПКА Виктора Семендуева, сейчас поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более 5% от общей задолженности населения. «При этом эффективность их собственного взыскания не очень высокая: на досудебной стадии она находится на уровне 5–10%, на судебной стадии -15–20%»,- отмечает он. НАПКА планирует разработать для поставщиков услуг ЖКХ стандарты по отбору и оценке эффективности коллекторских агентств, рассчитывая увеличить объем передаваемых ее членам долгов.

По данным Минстроя, суммарно долги населения за услуги ЖКХ достигли на сентябрь 2018 года 535 млрд руб. В ГК «Росводоканал» сообщили, что на 1 октября 2018 года суммарный объем задолженности населения за услуги, оказанные их предприятиями в шести городах РФ, превышает 2 млрд руб. При этом ежегодный прирост показателя задолженности по группе «население» достигает 20%.

Сейчас крупные компании, предоставляющие услуги ЖКХ, взыскивают просрочку как на досудебной, так и на судебной стадии. По словам коммерческого директора ГК «Росводоканал» Сергея Прокофьева, проводимая претензионно-исковая работа позволяет достигать 97–98% годового сбора от начислений за услуги.

В пресс-службе «Мосэнерго» сообщили, что более 90% в общей сумме задолженности подтверждено судебными решениями, вступившими в законную силу. В качестве крайних мер воздействия на должников применяются ограничения и отключения коммунальных услуг. При этом ГК «Росводоканал» на этапе досудебных мероприятий уже передает часть задолженности коллекторским агентствам, входящим в реестр ФССП, а с недавнего времени начала сотрудничать на этапах судебного и исполнительного производства с коллекторскими агентствами и юридическими компаниями.

В ближайшей перспективе планируется увеличить объемы передаваемой просроченной задолженности коллекторским агентствам, отметил господин Прокофьев. «С учетом начала регулирования коллекторской деятельности и появления правоприменительной практики по 230-ФЗ "Мосэнерго" рассматривает возможность привлечения профессиональных взыскателей в целях погашения задолженности»,- отметили в пресс-службе компании.

Эксперты указывают, что взыскание долгов по ЖКХ должно быть урегулировано в рамках 230-ФЗ.

« Рынок ЖКХ стал в последнее время злоупотреблять ситуацией и отдавать долги на взыскание нерегулируемым компаниям»

Говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. ФССП же может воздействовать только на компании, находящиеся в госреестре. В законе прямо указано, что он не распространяется на правоотношения по взысканию просроченной задолженности физлица, «возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике…», за исключением случаев, когда взыскание осуществляется кредитными организациями или профессиональными коллекторами. «В связи с формулировками профильного закона ФССП фактически не может воздействовать на взыскателей, которые работают вне реестра»,- уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

Впрочем, на первых порах привлечение коллекторов к сбору догов по ЖКХ может вызвать социальную напряженность, так как граждане не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей, полагают эксперты. Кроме того, по мнению Юлии Комбаровой, росту социальной напряженности может способствовать и то, что у людей в памяти еще живы бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами.

Светлана Самусева

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал