Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ресурсосбережение и эффективность использования ресурсов. «Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология Ресурсосбережение в городе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Методы ресурсосбережения в многоквартирном доме

Сектор многоквартирного жилья считается одной из самых проблемных областей, в том что касается экономии энергии. 2/3 до 3/4 общего потребления энергии в жилищном секторе - это снабжение горячей водой и отопление. Основные факторы, которые влияют на потребность в отоплении, - это климат, размеры отапливаемых площадей, качество внешнего каркаса здания, система отопления и т.д.

Большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм.

Энергосбережение в многоквартирном доме - это прежде всего уменьшение потерь тепла за счет утепления полов, стен, потолков. Также сюда можно отнести переделку системы отопления, которая неэффективно расходует энергию, в такую, которая будет оптимально расходовать энергию, не нарушая при этом комфортные условия проживания.

Решение проблем энергосбережения в многоквартирном доме также включает в себя:

Проведение энергетического аудита, который даст общую картину потерь тепла в доме и выявит те слабые места, нуждающиеся в решении, и уже после этого можно будет приступать к решению этих проблем, выбирать вариант, наиболее подходящий для того или иного дома;

Развитие образования в области энерго- и ресурсосбережения;

Сокращение потребления энергии в процессе эксплуатации дома;

Формирование энерго- и ресурсосберегающего поведения жильцов дома;

Развитие перспективных направлений строительства дома и эксплуатации жилья;

Посвеместное измерение потребления коммунальных ресурсов;

Оборудование системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, газоснабжения, устройство водоподкачек, бойлерных, газоходов;

Утепление многоквартирных домов (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство наружных тамбуров, оконные заполнения с тройным остеклением), но к сожалению, в многоквартирных домах отсутствует возможность утепления снаружи отдельно взятой стены, поэтому происходит утепление извнутри;

Установка общедомовых приборов учета расхода холодной и горячей воды, тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление) и квартирных приборов учета холодной и горячей воды;

Настойчивое внедрение ресурсосберегающих технологий, новых материалов, приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии и т.д.

Утепление стен помещения

К сожалению, в многоквартирных домах отсутствует возможность утепления снаружи отдельно взятой стены, поэтому происходит утепление изнутри. Но утепление изнутри отапливаемого помещения имеет свои недостатки. Оно переводит эту стену в область отрицательных температур. Выходящие наружу пары влаги проходят через слой утеплителя и упираются в слой стены. Пар будет переходить в капельно-жидкое состояние, конденсируясь на холодной поверхности.

Утеплитель необходимо защитить от влаги с помощью фольги или полиэтиленовой пленки, иначе утеплитель и часть стены через некоторое время намокнут. В результате чего ухудшатся теплоизоляционные свойства и стена подвергнется разрушению. В процессе утепления слои дожны быть в такой последовательности: стена - утеплитель (минеральная вата или пенополистерол) - паробарьер (пленка, фальга) - гипсокартон.

Но необходимо учитывать то, что поверхность стены перестанет пропускать пар (перестанет "дышать"). Поэтому возможно потребуется устройство дополнительной вентиляции (тоесть нужно увеличить кратность воздухообмена). И чем больше площадь утепленной таким образом стены, тем больше должна быть кратность воздухообмена.

Внедрение индивидуального поквартирного отопления

Поквартирное отопление многоэтажных домов становится одним из самых эффективных направлений жилищно-коммунальных реформ. Внедрение индивидуального поквартирного отопления (внедрение малых котельных и котлов для индивидуального отопления) - это один из путей борьбы с нерациональным расходованием ресурсов. Этот метод выявляет прямую заинтересованность каждого жителя в экономии энергоресурсов.

Поквартирное отопление - это автономное (децентрализованное) индивидуальное обеспечение теплом и горячей водой каждой квартиры в многоквартирном доме. Отопительный котел, системы подачи воздуха и дымоудаления, отопительные приборы - основные элементы поквартирного отопления.

При поквартирном отоплении исключаются потери тепла в сетях теплоцентралей; обеспечение теплом и горячей водой перекладывается на конечного потребителя, то есть на владельца жилья. Таким образом снижаются затраты бюджетов разных уровней на топливно-энергетическое и ресурсное обеспечение. При индивидуальном поквартирном отоплении потребитель сам определяет объем потребления энергии, оплачивает только ту часть энергии, которую потребил, автоматически вовлекается в политику энергосбережения.

Энергетический паспорт

Целью введения и подготовки энергетического паспорта многоквартирных домов есть контроль за потреблением энергетических ресурсов, поэтапная работа по созданию энергетического баланса жилищного фонда, определение мероприятий по экономии энергии и ресурсов.

Энергетический паспорт состоит из нескольких разделов: расход энергоресурсов по годам, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, теплотехнический, строительный и электротехнический разделы.

На первых этапах энергетический паспорт будет разрабатываться путем систематизации нормативных показателей потребления ресурсов в зависимости от условий эксплуатации здания, его конструктивных особенностей и т.д. В результате сопоставления этих данных мы получаем исходную информацию, которая важна для анализа ситуации. Это может побудить к установке приборов учета ресурсов, проведению энергоаудита здания, определению задач энерго- и ресурсосбережения.

Для более эффективной работы, важно, чтобы в процессе использовались современные компьютерные технологии. Этой работой должна заниматься (и занимается) жилищная организация в рамках договора на управление жилищным фондом. Она должна поддерживать энергетический паспорт в актуальном состоянии .

Очистка и защита поверхности труб в системах водоснабжения и отопления

Проблемы энерго- и ресурсосбережения зависят и от состояния труб в системе отопления и водоснабжения. Для устранения коррозии металлических труб применяются различные методы, которые требуют специального оборудования: стабилизационная обработка воды, деаэрация, химическое связывание агрессивных газов и т.д. Перспективными методами борьбы с коррозией являются физические методы, а именно - протекторная защита и магнитная обработка воды.

Сегодня широко применяются пластмассовые, которые обладают рядом положительных свойств: небольшой вес, большая коррозионная стойкость, небольшие гидравлические потери, простое соединение. Хотя они не термостойки, обладают холодной текучестью материала, обладают меньшей прочностью.

В результате кристаллизации солей магния и кальция в воде образует накипь, которая способна доставить немало неприятностей в процессе водоснабжения и отопления. Котельный камень (отложения на стенках отопительного оборудования) приводит к большим потерям тепла в системе отопления. Для очистки труб используют магнитный преобразователь воды, электромагнитный умягчитель воды, автоматические системы фильтрации воды, сменные фильтрующие элементы с кристаллами гексаметафосфата и другие средства.

Метод автоматизированного контроля и учета энергопотребления и энергосбережения

Сегодня много внимания уделяется проблемам внедрения современных технологий в энергоснабжении. На Российском рынке уже появляются такие системы в большом количестве. Одна из таких систем - АСКУЭ, эффективность от внедрения которой заключается в: организации учета и оперативного контроля за потреблением электроэнергии как по дому в целом, так и по каждой квартире, что, в свою очередь, исключает возможность хищений электроэнергии; снижении потерь электроэнергии, так как производится контроль и анализ потребления дома в целом и уменьшается расход энергии в нежилых помещениях дома и т.д.

Внедряемая система базируется на новейших IT технологиях. По фидерам, питающим каждую щитовую, осуществляется электроснабжение всего дома, а электроснабжение квартир - от трехфазной четырех проводной сети с использованием одной фазы на этаж.

В доме монтируются несколько счетчиков - для учета суммарного потребления бытовых потребителей; для учета технических и общих нужд дома (электропотребления лифтами, освещение коридоров и т.д.); для учета потребления электроэнергии каждым абонентом (однофазные счетчики в распределительных поэтажных щитках). В результате информация об электропотреблении всего дома передается по каналам телефонной сети GSM на верхний уровень.

Усовершенствование систем теплоснабжения и потребления тепла

энергопотребление теплоснабжение отопление утепление

Усовершенствование систем теплоснабжения и потребления тепла - это, например, перенос центров приготовления горячей воды (на бытовые нужды) ближе к потребителю, то есть в задние многоквартирного дома. Такой метод позволяет уменьшить теплопотери, расход электроэнергии на циркуляцию горячей воды и её перекачку, способствует повышению эффективности авторегулирования отопления.

При такой системе достигается большая экономия тепла, так как осуществляется автоматическая коррекция графика подачи тепла на отопление, который зависит от изменений наружной температуры.

Также в строительстве многоквартирных домов нужно ориентироваться на оборудование отопительных приборов термостатами, которые позволяют жильцам дома поддерживать нужную температуру воздуха в зависимости от их нужд.

Сейчас также созданы условия для реализации квартирной системы воздушного отопления на более экономичном уровне с последующем догреве воздуха в калорифере.

Автоматический выключатель освещения

В рамках программы энерго- и ресурсосбережений жилищно-эксплуатационные организации начали установку на лестничных клетках и в так называемых отсечках автоматические выключатели освещения - чувствительные управляющие устройства, которые работают как таймер. Его назначение - автоматическое включение освещения в присутствии людей на фиксированное время.

Этот автоматический выключатель оснащен датчиком света (фотоэлемент) и датчиком звука, при помощи которого происходит включение лампочки. Датчик света исключает в дневное время работу лампы накаливания.

Наибольшая польза от автоматических выключателей освещения - при их установке в отсечках многоэтажных домов, где свет горит круглые сутки, а пользуется этим небольшое количество людей всего несколько раз в день.

Выключатели включают свет (который горит 1,5 - 2 минуты) от звука шагов людей, от поворота ключа в замке и т.д. Автоматический выключатель освещения позволяет экономить электроэнергию на 50-70%. Производители этого автоматического выключателя готовы перейти на выпуск более чувствительных выключателей, для того, чтобы жильцам дома не нужно было "вызывать" свет громким топотом или грохотом дрери.

Энергосбережение в подъезде

В октябре 2009 г., президентом был подписан закон об энергосбережении. То, что со стороны чиновников не наблюдается никаких движений во исполнение этого закона не удивительно. Им пока премьер пинка не даст, они не шевелятся. Но вот простым обывателям этот закон может во многом помочь в каждодневной борьбе с ЖКХ. Если взять в качестве примера ТСЖ, то с помощью применения энергосберегающих технологий, можно достичь снижения затрат по эксплуатации жилого многоквартирного дома до 30%. Для этого просто необходимо знать какие технологии применить и как опереться на этот закон. А новых энергосберегающих технологий достаточно и некоторые из них давно применяются в загнивающем западном мире. Например, датчик движения для установки, автоматически включающий светильник при появлении объекта в зоне охвата, а при отсутствии движущегося объекта, автоматически выключающий свет. Почему не установить такой на каждом подъезде? Несложное решение обеспечит комфорт, сэкономит электроэнергию и повысит безопасность всего дома. Дальше, зашли в подъезд. И днем и ночью горят люминесцентные лампы, которые как источник света, очень даже не безопасен, потому что разряд от электродов, происходит в смеси паров ртути и инертного газа - аргона. И вот в этом фишка. По вновь принятому закону, чиновники ЖКХ обязаны обеспечить утилизацию этих ламп. Но Вы обернитесь вокруг - хоть один пункт приема видите? А в лампах ртуть, 1г. которой делает небезопасной 30 000 литров воды. Опять же по закону необходимо всем перейти до 2013 г. на энергосберегающие лампы, которые, кстати тоже двух видов. Ртутьсодержащие и светодиодные. Если не рисковать здоровьем, то лучше сразу переходить на светодиодные осветительные приборы. Светодиоды, или светоизлучающие диоды хорошо известны каждому, достаточно посмотреть на фары новых автомобилей, именно в них можно увидеть светодиоды - полупроводниковые элементы, преобразующие электрический ток, в световую энергию. А сейчас выпускаются и светильники и панели, где светодиоды объединяют в модули, собирая световые блоки. Из за этой конструктивной особенности, светильники из светодиодов могут иметь самые различныеные формы. Еще из преимуществ, светодиодных светильников - простота монтажа и безопасность при эксплуатации, а потому подъезды перестанут быть стандартными и угрюмыми. Опять же, применение датчиков движения позволит включаться таким светильникам в нужное время, экономя прили Как сэкономить ТСЖ на подъезде.

В том же октябре 2009 г., президентом был подписан закон об энергосбережении. То, что со стороны чиновников не наблюдается никаких движений во исполнение этого закона не удивительно. Им пока премьер пинка не даст, они не шевелятся. Но вот простым обывателям этот закон может во многом помочь в каждодневной борьбе с ЖКХ. Если взять в качестве примера ТСЖ, то с помощью применения энергосберегающих технологий, можно достичь снижения затрат по эксплуатации жилого многоквартирного дома до 30%. Для этого просто необходимо знать какие технологии применить и как опереться на этот закон. А новых энергосберегающих технологий достаточно и некоторые из них давно применяются в загнивающем западном мире. Например, датчик движения для установки, автоматически включающий светильник при появлении объекта в зоне охвата, а при отсутствии движущегося объекта, автоматически выключающий свет. Почему не установить такой на каждом подъезде? Несложное решение обеспечит комфорт, сэкономит электроэнергию и повысит безопасность всего дома. Дальше, зашли в подъезд. И днем и ночью горят люминесцентные лампы, которые как источник света, очень даже не безопасен, потому что разряд от электродов, происходит в смеси паров ртути и инертного газа - аргона. И вот в этом фишка. По вновь принятому закону, чиновники ЖКХ обязаны обеспечить утилизацию этих ламп. Но Вы обернитесь вокруг - хоть один пункт приема видите? А в лампах ртуть, 1г которой делает небезопасной 30 000 литров воды. Опять же по закону необходимо всем перейти до 2013 г. на энергосберегающие лампы, которые, кстати тоже двух видов. Ртутьсодержащие и светодиодные. Если не рисковать здоровьем, то лучше сразу переходить на светодиодные осветительные приборы. Светодиоды, или светоизлучающие диоды хорошо известны каждому, достаточно посмотреть на фары новых автомобилей, именно в них можно увидеть светодиоды - полупроводниковые элементы, преобразующие электрический ток, в световую энергию. А сейчас выпускаются и светильники и панели, где светодиоды объединяют в модули, собирая световые блоки. Из за этой конструктивной особенности, светильники из светодиодов могут иметь самые различныеные формы. Еще из преимуществ, светодиодных светильников - простота монтажа и безопасность при эксплуатации, а потому подъезды перестанут быть стандартными и угрюмыми. Опять же, применение датчиков движения позволит включаться таким светильникам в нужное время, экономя приличные деньги для ТСЖ.

Как в ТСЖ экономить электрическую энергию

Одой из общих проблем многоквартирных домов, которую приходится решать товариществам собственников жилья есть освещение подъездов. Причем эта проблема имеет две стороны: первая - это перерасход электрической энергии, который возникает благодаря постоянно горящему свету, и который приходится оплачивать владельцам помещений, что понятно, приводит их в ярость.

Вторая сторона - это наличие самого освещения, еще не ясно, что хуже постоянно горящий свет, или полное его отсутствие. Немалые денежные средства расходуются товариществом владельцев жилья на ремонт испорченных светильников и покупку выкрученных лампочек. Кроме всего прочего, мнения жильцов относительно освещения их подъездов разнятся еще и потому, что одни считают, подъезд должен быть чистым и ухоженным, украшенным цветами, одним словом, уютным, что, конечно же, не возможно без хорошего освещения.

Другая часть жильцов считает, что освещение требуется в качестве обеспечения безопасности. На первый взгляд, ситуация безвыходная. Но, выход найден благодаря светильникам "Слайт", которые начинены электроникой, с чьей помощью происходит автоматическое включение света в тот момент, когда появляются люди, и автоматическое отключение, когда люди уходят. Установка светильников "Слайт" обеспечит, во-первых, яркий и привычный свет, при помощи обычной лампочки на шестьдесят ватт, во-вторых, светильники "Слайт" позволят экономить электрическую энергию, потому что они не горят сутки напролет, а включают свет только тогда, когда рядом находятся люди. В-третьих, благодаря системе постепенного включения света, у лампочек продлевается срок эксплуатации, а это в свою очередь экономит материальные средства на их замену.

Принцип работы светильника достаточно прост. Светильник оснащен блоком электроники, микрофоном и датчиком освещенности. Как только в помещении появляется шум шагов или голос, электроника анализирует уровень освещенности помещения и в случае надобности включает лампочку. Светильник обеспечивает включение света при появлении шума и его выключение, после наступления тишины. Светильник "Слайт" был произведен специально для товариществ владельцев жилья и жилищно-коммунальных хозяйств, поэтому отдельное внимание уделялось его экономичности. Об экономических способностях данного светильника лучше всего скажут цифры: светильник "Слайт" дает возможность экономить от 700 до 1200 рублей в год, иными словами, уменьшить расход электрической энергии в 12 раз. Учитывая, что в каждом доме установлено десятки светильников, то экономия материальных средств будет существенная. Девятиэтажный четырехподъездный дом может сэкономить за год на освещении от сорока шести до восьмидесяти четырех тысяч рублей, а этих материальных средств хватит на содержание домофона, на ремонт или на сигнализацию. "ТСЖ Оптим".

Как можно догадаться уже из одного названия данной системы, она позволяет оптимально организовать работу освещения в подъездах домов, используя автоматику, что приводит к существенной экономии электрической энергии, и как следствие, материальных средств. В Европе уже давно получили широкое распространение системы, управляющие освещением подъездов, так как кроме удобства они еще и экономически выгодны. В девятиэтажном доме данная система полностью окупиться за один год. Ознакомимся с принципом работы системы "ТСЖ оптим". В подъезде на каждом этаже устанавливают выключатели, которые предназначены для включения освещения. Когда замыкается один из выключателей, свет включается во всем подъезде, а через пять минут, произойдет автоматическое выключение света. Если при включенном свете повторно будет нажата кнопка выключателя, то система будет освещать подъезд еще пять минут.

Как это работает на практике. Человек зашел в дом и нажал на кнопку выключателя, установленную возле двери, загорелся свет, и он начинает подниматься по лестнице, если пяти минут ему не хватает, то он повторно нажимает на кнопку и так до тех пор, пока не доберется до своей квартиры. После того, как человек зайдет в свою квартиру свет погаснет. То есть, время работы освещения пять минут, после истечения которых, система автоматически его отключает. Что касается экономичности системы "ТСЖ оптим", то для наглядности рассмотрим девятиэтажный дом. На освещение подъезда такого дома расходуется 1080 Вт/час. В тех, домах, где живут дисциплинированные граждане, свет включается осенью в восемнадцать часов и выключается в девять часов утра, то есть свет горит пятнадцать часов. А в большинстве домов он совсем не выключается. В месяц один подъезд расходует 486 кВт/мес. Использование системы "ТСЖ оптим" позволяет расходовать 113,4 кВт/мес.

Массовое внедрение водосчетчиков, применяемых для учета воды, потребляемой в жилом секторе, привело к появлению проблем с ведением расчетов по показаниям этих приборов. В соответствии с постановлением правительства № 354 от 6 мая 2011 г. расчет квартировладельцев с водоснабжающей организацией за потребленную воду проводится на основании показаний квартирных водосчетчиков (если они установлены) или нормативов водопотребления (если счетчики не установлены). Месячное потребление воды по общедомовому водосчетчику в большинстве случаев превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков и объемов по нормативам потребления. Расхождение (небаланс) в ряде случаев достигает десятков процентов даже при установке счетчиков во всех квартирах . Такая ситуация приводит к появлению в счетах за потребленную воду кроме суммы за оплату за коммунальную услугу водоснабжения (по счетчику) еще и суммы оплаты общедомовых нужд (ОДН). Введенная постановлением правительства № 258 от 28 марта 2012 г. новая методика распределения ОДН более корректно распределяют платежи на ОДН между владельцами квартир, но не решают проблемы минимизации домовых небалансов.

К причинам возникновения небаланса в отнесены следующие: 1) утечки и несанкционированный слив во внутридомовой сети за пределами квартир; 2) сверхнормативное потребление воды квартировладельцами, не установившими счетчики; 3) неработоспособность квартирных водосчетчиков на пороге чувствительности; 4) сверхнормативные погрешности счетчиков в рабочем диапазоне расходов. После установки в ближайшее время счетчиков в большинстве квартир на основании требования Федерального Закона № 261 влияние причины № 2 из вышеуказанных минимизируется. Однако в соответствии с выводами небаланс при домовом учете воды формируется в основном по причинам № 3 и № 4, поэтому не следует ожидать заметного снижения домовых небалансов воды даже при 100 % -ом оснащении всех квартир водосчетчиками. Действенным способом уменьшения небалансов является выявление счетчиков, не соответствующих заявленным метрологическим характеристикам и исключение их из учетных операций.

Эти работы могут быть проведены при реализации п. 82 постановления правительства РФ № 354 , в соответствии с которым «исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей…». Под исполнителем в данном случае понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Для реализации таких требований исполнитель (в большинстве случаев это управляющая компания - УК) должен иметь соответствующее методическое и инструментальное обеспечение.

В рассматриваемом случае необходимо отметить разницу понятий проверка и поверка. Поверка квартирных счетчиков выполняется государственными поверителями - представителями региональных Центров стандартизации и метрологии Росстандарта РФ, или представителями юридических лиц, аккредитованных на право поверки, обычно после завершения межповерочного интервала счетчика (МПИ), составляющего 4-5 лет. Стоимость поверки в условиях эксплуатации (в квартире) в разных регионах составляет от 400 до 1000 рублей за один счетчик, и при наличии в квартире от 2 до 4 водосчетчиков затраты на поверку по крайней мере равны, а обычно превышают сумму месячного платежа за потребленную воду. Проверки по постановлению правительства № 354 должны в соответствии с п. 83 этого постановления проводиться от 1 до 4 раз в год. Поэтому проведение поверки для периодического контроля за состоянием водосчетчиков (проверки) по п. 82 постановления правительства № 354 нереализуемо с экономической точки зрения.

Для инструментального обеспечения поверки квартирных счетчиков в условиях эксплуатации обычно используются переносные поверочные установки с эталонным расходомером. Такие установки производятся как отечественными, так и зарубежными предприятиями, ориентировочная стоимость у отечественных производителей составляет от 160 до 190 тысяч рублей. С учетом ежегодных затрат на поверку самих таких установок (8-12 тысяч рублей) организация проверки (метрологической диагностики) квартирных счетчиков управляющей компанией при помощи таких установок также представляется слишком затратной.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организация энергосбережения в системах водоснабжения и водоотведения. Учет тепло- и водоподачи, затрат на энергоснабжение и сокращение их потерь. Нормирование требований к качеству отопления (температура в помещениях), горячей и холодной воды (напор).

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Тепловой баланс, характеристика системы теплоснабжения предприятия. Расчет и подбор водоподогревателей систем отопления и горячего водоснабжения. Расчет установки по использованию теплоты пароконденсатной смеси для нужд горячего водоснабжения и отопления.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2012

    Вторичные энергетические ресурсы. Проблемы энергосбережения в России. Проведение расчетов потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме. Климатические параметры отопительного периода. Потребление энергии в системе горячего водоснабжения.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2015

    Расчет нагрузок отопления, вентиляции и горячего водоснабжения зданий жилого микрорайона. Гидравлический и тепловой расчет сети, блочно-модульной котельной для теплоснабжения, газоснабжения. Выбор источника теплоснабжения и оборудования ГРУ и ГРПШ.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Автоматические системы энергосбережения в зданиях мегаполисов. Методы регулирования отпуска тепла в системах централизованного теплоснабжения. Технические требования и выбор аппаратуры учета теплопотребления зданием. Цифровой регулятор теплопотребления.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2011

    Элементы и принципы функционирования систем отопления и горячего водоснабжения. Принцип работы теплосчетчика. Регуляторы давления прямого действия. Устройство тепловых пунктов. Регуляторы перепада давлений, работающие без постороннего источника энергии.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Снабжение теплом жилых, общественных и промышленных зданий (сооружений) для обеспечения коммунально-бытовых и технологических нужд потребителей. Характеристика труб, опор, компенсаторов. Схемы присоединений систем отопления и вентиляции к тепловым сетям.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Разработка отопительно-производственной котельной с паровыми котлами типа ДЕ 16–14 для обеспечения теплотой систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологического теплоснабжения промышленных предприятий. Тепловые нагрузки потребителей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2013

    Энергосбережение как энергетический ресурс; понятие, цели, принципы и задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности. Проблемы, пути решения и современное состояние развития энергосбережения в России, направления эффективного энергопотребления.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Необходимость установки счетчиков воды. Схема установки и принцип работы измерительных приборов. Примеры расчета платы за воду при различных вариантах наличия или отсутствия в многоквартирном доме общедомового и в квартирах индивидуальных счетчиков.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ……………………………………………………….5

1.1 Сущность, цель и задачи экономики ресурсосбережения………………..5

1.2 Основные понятия в ресурсосбережении…………………………………..7

1.3 Показатели использования материальных ресурсов……………………..9

2. АНАЛИЗ И НОРМИРОВАНИЕ РАХОДОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛИТЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ……………………………..16

2.1 Особенности и основные тенденции в литейной отрасли………………..16

2.2 Нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве…………………………………………………………………….19

    НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ……………………..28

3.1 Использование опыта зарубежных стран при анализе материальных ресурсов…………………………………………………………………………..28

      Пути совершенствования системы нормирования расхода материальных ресурсов…………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время. Финансовая политика в области ресурсов направлено воздействует на долговременное состояние предприятия, а так же определяет его текущее состояние. Она диктует тенденции экономического развития, перспективный уровень научно-технического прогресса, состояние производственных мощностей предприятия. Актуальность данной темы помимо прочего заключается в том, что в процессе хозяйственной деятельности практически все российские предприятия сталкиваются с проблемой нехватки ресурсов для обеспечения нормальной работы.

В непростых условиях становления российской экономики максимально повысился интерес к проблеме эффективного и рационального использования ресурсов предприятия. Оптимизация управленческих решений в области ресурсов требует пристального внимания к вопросам оценки эффективного анализа будущего положения.

Особенности финансовой политики предприятия говорят о необходимости всесторонней комплексной экономической оценки различных вариантов использования ресурсов. В свою очередь, выбор наиболее подходящей стратегии зависит от реальных экономических условий, которые требуют гибкого изменения сложившейся практики управления финансами предприятия для нормализации всего производственного процесса.

Существует масса причин заставляющих предприятие заниматься изучением ресурсов. Причины, обуславливающую эту необходимость, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на следующие виды: улучшение финансовых показателей, повышение уровня производства, наращивание объемов производственной деятельности. Степень проводимых изменений в области ресурсов различна. Так, если речь идет об увеличении существующих объемов производства, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и какие элементы ресурсов необходимо при этом увеличить. Задача осложняется, если речь идет о повышении эффективности использования ресурсов, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд факторов: возможность изменения состояния предприятия, доступность дополнительных объемов ресурсов, возможность освоения новых методик, соответствие существующих форм отчетности новым требованиям.

Целью данной работы является выявление основных тенденций и нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве.

В ходе написания курсовой работы решались следующие задачи:

    изучить теоретические основы процесса использования ресурсов;

    провести анализ и нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве;

    определить пути совершенствования системы нормирования расхода материальных ресурсов.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

1.1 Сущность, цель и задачи экономики ресурсосбережения

Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные человеком – используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства. Все экономические ресурсы подразделяются на материальные – земля и капитал, и людские – труд и предпринимательская способность как особый человеческий ресурс (особый вид человеческих талантов). Соответственно различаются рамки природных ресурсов (земли), капитала (физического капитала) и труда. Совокупность этих рынков выполняют в современной экономике важнейшие функции: во-первых, содействуют более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства с тем, чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогают определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.

Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Будучи результатом взаимодействия спроса и предложения, она отражает все особенности рынка ресурсов – общие для всех их видов и специфические для каждого из них. Такие особенности – первый и основной предмет данной курсовой работы.

Особенности рынков труды обобщенно выражаются, прежде всего, в том, что вследствие ограниченности последних неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). Общество не в состоянии произвести (а значит, и потребить) такой объем товаров и услуг, которым хотел бы располагать. В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; боле того, для рынка ресурсов характерна конкуренция спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец – рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т.е. по тем или иным причинам не может переместиться на другой участок рынка, фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой пример двусторонняя монополия на рынке капитала (например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще всего выступает один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется единственная равновесная цена, и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.

Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой, а не по низкой цене. Так, выплата более высоких доходов работника определенных профессий стимулирует рост предложений соответствующих категорий рабочей силы. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

Цель - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста ресурсосбережения экономики.

Важнейшим инструментом изыскания внутрипроизводственных резервов экономии и рационального использования материальных ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этой области являются :

    оценка потребности предприятий в материальных ресурсах;

    изучение качества и реальности планов материально – технического обеспечения, анализ их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

    характеристика динамики и выполнения планов по показателям использования материальных ресурсов;

    оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

    определение системы факторов, обуславливающих отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;

    количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей;

    выявление и оценка внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

1.2 Основные понятия в ресурсосбережении

Ресурсы – это природные или созданные человеком ценности, которые предназначены для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Из этого определения следует, что:

материальные ресурсы – это комплекс вещественных элементов, предназначенных для обработки в процессе труда.

Ресурсосбережение – это процесс обеспечения роста объема полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.

Экономия материальных ресурсов – это экономическая категория, которая характеризуется снижением удельного расхода материальных ресурсов на единицу продукции по сравнению с базисным или текущим периодом, но без снижения качества и технического уровня продукции.

Рациональный (латинское слово rationalis) – разумный, целесообразный, обоснованный. Так что рациональное потребления материальных ресурсов является качественной характеристикой процесса разумного потребления материальных ресурсов.

Рационализация – усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо. Рационализация производства представляет собой комплекс мероприятий, направленный к более целесообразной организации производственного процесса с целью достижения наивысшей производительности труда при наименьших затратах производственных ресурсов.

Под рациональным потреблением обычно понимают процесс осознанного, общественно необходимого потребления материалов. Этот процесс – явление непрерывного характера, связанное с развитием человеческой мысли и деятельности. Поэтому то, что еще вчера было рациональным, сегодня может стать нерациональным в результате научных достижений.

Прежде всего, необходимо провести четкую дифференциацию между понятиями «рациональное потребление» и «экономия». Ведь эти термины обозначают не одно и тоже. Рациональное потребление – понятие, характеризующее процесс, а экономия материальных ресурсов – понятие, характеризующее тот или иной результат процесса рационализации материалопотребления. Таким образом, экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.

После ввода основных понятий, можно приступить непосредственно к общим теоретическим основам ресурсосбережения.

Ресурсосбережение – это процесс обеспечения роста полезных результатов про относительной стабильности материальных затрат.

Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.

Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причины увеличения расхода материальных ресурсов является :

    увеличение объема производства

    значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах

    перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы

Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.

Одно из общих направлений в мировой экономике последние 10 лет это то, что от 50-70% всех инвестиций осуществляется не в создании новых предприятий, а идут на модернизацию уже готовых. Именно поэтому так важно рациональное использование материальных ресурсов. А инструментом, позволяющим наладить контроль, учет, анализ и планирования использования материальных ресурсов является нормирование.

Как видно из вышеизложенного, человечество не может существовать без использования ресурсов планеты, многие из которых при нынешнем развитии техники и технологий могут быть исчерпаны практически без остатка. Это, в свою очередь, окажет без всяких сомнений прямое негативное влияние на условия существования как

будущих поколений, так и на функционирование биосферы как глобальной экосистемы. Исчерпание природных ресурсов кроме экологического имеет еще очень значимый социальный, общегуманитарный аспект; никто не давал права нынешним поколениям оставить без какого-либо даже малозначимого на первый взгляд составляющего нашей планеты будущих ее жителей, будь то люди или другие живые организмы. Ответственность перед будущим - это одна из главнейших общечеловеческих проблем.

В связи с этим серьезное значение имеет реализация программ ресурсосбережения. Само по себе ресурсосбережение или технологии ресурсосбережения - многоаспектная задача, затрагивающая практически все сферы человеческой деятельности и требующая кроме технических разработок серьезного решения задач образования и воспитания человека, так как только в этом случае возможен поиск инженерных результатов в сбережении ресурсов планеты для будущих поколений без потери качества жизни современных людей.

Технология ресурсосбережения - это производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла (от добывающих до «распределяющих» отраслей) и с наименьшим воздействием на природные экосистемы и человека. Это выражается прежде всего в энергетической эффективности - соотношении между затрачиваемой (или имеющейся) энергией и полезным продуктом, получаемым при этих затратах. Интересным представляется следующее заключение о том, что превращение высококачественной энергии, извлекаемой из ядерно-го топлива, в тепловую с температурой в несколько тысяч градусов и далее в высококачественную электроэнергию, а затем использование этой энергии для поддержания температуры в доме на уровне 20 “С, является чрезвычайно расточительным процессом. Как отмечает Т. Миллер (1993), использовать высококачественную энергию для производства низкокачественного тепла - «это все равно что резать масло циркулярной пилой или бить мух кузнечным молотком». Поэтому основным принципом использования энергии должно быть соответствие ее качества поставленным задачам. Во многих странах для обогрева жилищ стали применять солнечную энергию, энергию термальных источников, энергию ветра и др. В районах с холодным климатом наилучшим способом отопления является создание зданий, абсолютно изолированных от внешней среды.

Выделяются модели двух типов общества; 1) «одноразового» потребления и создающего отходы; 2) природосберегающего типа. Первый тип характерен для наиболее промышленно развитых стран - «постиндустриального» общества, который базируется на использовании как можно большего количества энергии и вещества и с большой скоростью превращает высококачественную энергию 8

низкокачественную, ресурсов в отбросы, в загрязняющие компоненты. Основой второго типа является разумное использование энергии и рециркуляция вещества, вторичное использование невозобновимых ресурсов, сокращение потребления и потерь энергии и ресурсов.

При этом особенно важно эффективно использовать энергию, не применяя без особой необходимости ее высококачественные виды. И наконец, в этой модели будущего общества на всех уровнях (локальном, региональном, глобальном) не должен быть превышен порог экологической устойчивости окружающей среды. При этом для ограничения потерь ресурсов и предотвращения загрязнения необходимо учитывать информацию о воздействиях на окружающую среду на «входе» в нес. Например, значительно проще и дешевле предотвратить попадание токсичного загрязнителя в подземные воды, служащие источником питьевых вод, чем пытаться очистить уже загрязненную воду.

Одним из наиболее долговечных на настоящий момент загрязнителей окружающей среды являются пластмассы (по некоторым данным наиболее легко разлагающиеся виды пластмасс требуют для осуществления этого процесса не менее 100 лет). Производство пластмасс к началу 2000 г. достигло в мире более 105 млн т. При этом на долю США приходится около 30 млнт, надолюЯпонии почти 15 млнт, ФРГ около 10 млн т и т. д. В связи с этим в ряде стран ведутся разработки новых видов пластмасс - синтетических органических материалов, разлагающихся биологическим путем. В качестве примера можно привести достигнутые одной из фирм Бельгии успехи в изготовлении изделий, состоящих из полиэтилена и компонентов, содержащих окислитель, катализатор и до 6 % кукурузного крахмала. При попадании этих изделий в почву вместе с отходами крахмал разрушается почвенными бактериями, а в результате реакдии окислителя с содержащимися в почве солями металлов образуются соединения типа различных перекисей, которые в течение 2-3 лет превращают остатки пластмассы в воду и углерод. Уже получены результаты для полупромышленного производства пластмасс, содержащих до 50 % кукурузного крахмала. Единственной, но во многом определяющей проблемой является пока высокая стоимость этих пластмасс.

Серьезной проблемой ресурсосбережения представляется разрушение стереотипов в использовании ряда ресурсов для получения энергии путем их сжигания даже в весьма «экономических» двигателях внутреннего сгорания - речь идет об углеводородном сырье, из которого получают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, т. е. основу работы большинства эксплуатирующихся на Земле двигателей. Давно уже нужно вспомнить слова Д.И. Менделеева о том, что использовать для этих целей нефть равносильно тому, что «топить печь ассигнациями».

В связи с тем, что сферой интересов настоящего издания является ресурсосбережение, рассмотрим основные виды услуг в сфере ресурсообеспечения, к которым относятся:

– электроснабжение;

– теплоснабжение и горячее водоснабжение;

– газоснабжение;

– водоснабжение и водоотведение.

Эти виды услуг также называют ресурсоснабжением , выделяя энергетическую составляющую – энергоснабжение (электро-, тепло-, газоснабжение и снабжение горячей водой).

Энергоснабжение ЖКХ, или коммунальная энергетика, тесно связано с другими системами ЖКХ, в частности, с жилищным хозяйством, имеющим большой потенциал ресурсосбережения.Конечная цель коммунального энергоснабжения это постоянное и бесперебойное обеспечение нормальных условий среды обитания человека. Это горячее водоснабжение жилых домов, отопление и освещение. Сюда же можно отнести поддержание биоэнергетического потенциала человека производство различных предметов потребления и продуктов питания, создание условий труда, транспортное обеспечение и прочее.

Основу энергоснабжения города составляют энергетические предприятия электростанции и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), отопительные котельные, объекты газодобычи и газопереработки, а также электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, обслуживающие населённые пункты. Эти объекты имеют различные формы собственности и могут принадлежать муниципальным, региональным, федеральным структурам и частным лицам. Они являются частью жилищно-коммунального комплекса и ставят своей главной целью обслуживание всех его элементов. Коммунальные энергетические объекты непосредственно находятся в подчинении местных администраций (муниципальных органов власти) и управляются ими. Они несут прямую ответственность за качество и полноту оказываемых услуг. Это финансирование, техническая эксплуатация, содержание объектов согласно принятым нормам и стандартам, а также качество и объемы обслуживания.Эффективность функционирования коммунальной энергетики во многом определяется степенью развития городского хозяйства, совершенства его организационных и управленческих структур, особенно энергетических.

Исходя из вышеперечисленных элементов ресурсоснабжения и краткой информации о структуре городского хозяйства, можно выделить основные направления (факторы) ресурсосбережения в ЖКХ. Это:

– экономия электроэнергии;

– экономия тепла;

– экономия газа;



– экономия водопотребления (горячей и холодной воды);

– совершенствование структуры управления городским хозяйством.

Таким образом, в отличие от строительства, в ЖКХ ресурсосбережение носит, в основном, энергосберегающий характер. К материалосберегающим факторам в полной мере можно отнести только экономию холодной воды. Горячее водоснабжение и управленческие новации, в зависимости от конкретных условий, могут в разной степени воздействовать на обе составные части ресурсосбережения.

Взаимосвязь проблем ресурсосбережения

В строительстве и Жкх

Строительство и ЖКХ тесно взаимосвязаны и в процессе ресурсосбережения практически решают не только одни и те же вопросы, но и концентрируют решение этих вопросов на одних и тех же объектах, возводимых в процессе строительного производства и эксплуатируемых различными структурами ЖКХ. Особенно это касается энергосбережения за счет реализации заложенного в процессе строительства потенциала. Поэтому, рассматривая фактор «отложенного» энергосбережения, закладываемый при возведении объектов, необходимо понимать, что реальная отдача от него приходится на долю ЖКХ, эксплуатирующего эти энергоемкие объекты, т.е. на следующую стадию их жизненного цикла.

4.1. Особенности подхода к ресурсосбережению

в строительстве и ЖКХ

Как следует из вышеизложенного, строительство и ЖКХ к решению проблемы ресурсосбережения подходят практически одинаково – через реализацию двух его составляющих. В этом заключается общность интересов и подхода рассматриваемых отраслей.

Однако при этом строительство и ЖКХ имеют различные приоритеты и пути решения стоящих перед ними проблем. Они, в основном, заключаются в различной последовательности подхода к решению проблем. Такая особенность заложена в саму идеологию существования и функционирования этих отраслей. Цель строительного менеджмента – возведение зданий и сооружений, тогда как менеджмент ЖКХ, как элемент муниципальной системы управления, имеет другую цель – управление совокупностью предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения города. Среди них основную долю занимает содержание и эксплуатация жилого фонда, объектов социальной сферы и инженерного обеспечения города.



В таком различии в целях заключается философия взаимоотношений строительной отрасли и ЖКХ, которая состоит в определении этими отраслями приоритетов относительно составляющих ресурсосбережения – энергосбережения и материалосбережения.

Строительная отрасль, реализуя проектную документацию, возводит объекты, которые должны соответствовать современным требованиям к энергосбережению и материалосбережению при соблюдении других эксплуатационных требований и требований к жизнеобеспечению. При этом, как было отмечено выше, потенциал энергосбережения возводимых объектов закладывается через материалосбережение – за счет применения современных строительных технологий и материалов, т.е. первичным в данной цепочке является материалосбережение, а энергосбережение – вторичным. Построенные и переданные собственникам объекты строители сами не эксплуатируют, и, как следствие, заложенный потенциал энергосбережения реализовать не могут. Энергосбережение в строительстве в ходе строительных работ, как было отмечено выше, достигается, в основном, за счет применения современных энергоэффективных строительных технологий, машин и оборудования.

Подразделения ЖКХ, органы муниципального управления и другие собственники, выступая в качестве застройщиков и заказчиков, непосредственно строительством объектов на территории города не занимаются. Они осуществляют их содержание и эксплуатацию и, как следствие, в своей деятельности достигают энергосбережения, как за счет заложенного строителями потенциала, так и за счет дополнительных энергосберегающих мероприятий, которые были изложены выше.

Ресурсосбережение - основа процветающей экономики России ХХI века

«Сегодня в ресурсосбережение надо

и деньги вкладывать, стимулировать,

создавать соответствующие условия»

В.В. Путин

Современное промышленное производство требует вовлечения в хозяйственный оборот огромных количеств материальных, энергетических, природных ресурсов. Мировое потребление природных ресурсов достигло величины, соизмеримой с запасами полезных ископаемых. То, что создавалось природой в течение геологических эпох, измеряемых миллионами лет, сегодня расходуется человечеством за несколько десятилетий. И при этом только около 5 % сырья, поступающего в производство, переходит в промышленную продукцию, остальное попадает в отходы, которые загрязняя окружающую среду, нарушают экологическое равновесие.Положение со свалками общеизвестно.Общий объем отходов каждое десятилетие удваивается и, как правило, опережает рост ВВП.

Сбережение ресурсов в России на крайне низком уровне. С переводом экономики на рыночные отношения государственное регулирование рассматриваемого сегмента хозяйства практически прекратилось, а устаревшая нормативная база продолжала действовать, препятствуя развитию рынка. В связи с низкой рентабельностью функции сбора вторичных ресурсов, уровень использования отходов резко снизился. Ныне, преобладающая масса ранее используемых ценных вторичных ресурсов вывозится на свалки и загрязняет окружающую природную среду.

В ближайшие годы западные страны могут ограничить ввоз на свою территорию продукции перерабатывающих отраслей России в связи с неисполнением страной-членом ВТО обязательства по прекращению захоронения не переработанных отходов на свалках. Утрата рынков для конкурентоспособных товаров существенное препятствие сохранению индустриального потенциала. Основную часть ущерба можно предотвратить, если немедленно осуществить программу развития ресурсосбережения.

Советский опыт

В Советском Союзе в 70-80-х годах руководство сбором, переработкой отходов, ресурсосбережением в целом было прерогативой специальных подразделений Госплана и Госснаба, осуществлявших свою деятельность во всесоюзном масштабе. Осуществлялось и информационное обеспечение государственного управления посредством подробной статистической отчетности и общей и по различным категориям отходов. Также составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования многотоннажных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых.

Тогда нашло применение и программно-целевое планирование, нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Создавалась мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья на всей территории СССР. Высокий уровень затрат на сбор и переработку «нерентабельных» отходов производства компенсировался установившейся в то время практикой включения этих затрат в себестоимость основной продукции соответствующих отраслей промышленности.

С 1986 года была введено общее положение, согласно которому «организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции» Для решения инженерных проблем переработки отходов в рамках Государственного комитета по науке и технике СССР и отраслевых министерств были созданы специальные научно-технические программы. К разработке соответствующих технологий и оборудования были привлечены десятки научно-исследовательских институтов. В 1975 году специально для этих целей был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР. К 1990 году институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, стеклобоя, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов, металлургических и теплоэлектроэнергетических шлаков, гальваношламов и других отходов.

В 1980-х годах сбору и переработке основных многотоннажных видов отходов удалось придать промышленный масштаб. Заготовка и подготовка к производству некоторых видов отходов в ряде материалоемких отраслей промышленности были выделены по существу в самостоятельные подотрасли.

В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР к 2010 году уровень переработки большинства видов многотоннажных отходов должен был повыситься значительно и по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%.

В процессе экономических преобразований 1990-х годов созданные в 1970-1980-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены.

День сегодняшний

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 году. За это время произошли существенные изменения. Как в развитии международного законодательства в этой области, так и в подходах к стратегии обращения с отходами и использованию их в качестве вторичного сырья. Все это требует отражения в нормативно-правовых актах. В соответствии с международным экологическим законодательством в законе должно быть закреплены обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла. Отсутствует законодательное регулирование вопроса определения собственников отходов предприятий-банкротов.

Проблемы законодательства - не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами.

Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу.

Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам законодательно разделены неудовлетворительно.

Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном - органы государственного надзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе.

В Российской Федерации в крупных населенных пунктах и пригородах проживает семьдесят миллионов человек. Это население в год накапливает около тридцати миллионов тонн твердых бытовых отходов, в том числе: семь миллионов тонн бумаги, по два миллиона тонн полимеров, текстиля и стекла, миллион тонн металла, двенадцать миллионов тонн влажной органики.

Из коммунального мусора возможно посредством технологии комплексного сбережения ресурсов, получить:

  • 7,5 млн. тонн альтернативного топлива (эквивалент 3,5 млрд. м3 природного газа);
  • 6 млн. тонн вторичного сырья (металлолома, полимеров, макулатуры);
  • 12 млн. тонн техногенного грунта и компоста.

После извлечения из общей массы отходов ценных ресурсов для захоронения на полигонах останется не более четверти обезвреженных, инертных отходов. Ключевым пунктом является то, что развивать требуется не переработку мусора, а ресурсосбережение посредством переработки мусора. Именно ресурсосбережение является наилучшим способом снижения негативного воздействия на окружающую природную среду смешанных и выброшенных ресурсов. Достаточно построить двести автоматизированных сортировочных комплексов (МСК), организовать логистику и стимулирование в рамках вертикально интегрированных объединений и задача будет решена. Строительство возможно и желательно осуществлять преимущественно на федеральных землях, для того чтобы избежать волокиту с оформлением территории.

Мероприятия, направленные на уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, входят в перечень мер по обеспечивающих безопасности жизнедеятельности населения. Их невозможно в достаточной мере оплачивать исключительно за счет средств, полученных от сбыта вторичного сырья. На переработку одной тонны отходов необходимо около 1500 руб. На субсидирование переработки тридцати миллионов тонн ТБО потребуется около 45 млрд. руб. ежегодно. Около ста миллиардов требуется для сооружения мощностей. С учетом дополнительных затрат, это средства, которые страна может получить за пять лет с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. Средства, предназначенные для переработки упаковочных отходов необходимо собрать в государственный фонд и разделить на две части: первая часть - средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для переработки мусора, к примеру, объектов МСК; вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

В целях организации и регулирования процессов обращения с отходами и их ресурсными фракциями необходимо разработать ряд национальных стандартов. Видение содержания этих документов имеется. Инвестиции производить на условиях совместного финансирования проекта его участниками. Приоритет представлять вертикально-интегрированным объединениям компаний, обслуживающим все стадии обращения с отходами, при представлении рекомендаций от организации-члена Национального объединения, в которую эти участники входят. Фактом выдачи рекомендации организация должна принимать на себя обязательство контролировать, за счет средств заявителей, процесс использования отходов и согласовывать отчеты о проделанной по проекту работе.

Необходимо разрешить частным и муниципальным переработчикам заключать прямые договора с упаковщиками на сбор и переработку упаковочных отходов. Такие договора позволят предпринимателям в конкурентных условиях быстро оптимизировать и снизить затраты. Этот порядок можно отрегулировать Постановлением Правительства.

Эффективность использования ресурсов важнейший показатель развития экономики. С учетом старения и выбытия из эксплуатации мощностей добывающих отраслей, исчерпания используемых ныне месторождений, резкого увеличения затрат на разведку новых запасов полезных ископаемых и разработку удаленных месторождений, в целях обеспечения приемлемого уровня ресурсной безопасности, ресурсосбережение не имеет альтернативы.

Восстановление ресурсного потенциала сырья основа современной стратегии обращения с отходами. Муниципалитеты населенных пунктов западных стран, организовавшие систему замкнутого цикла обращения с отходами, достигли положения, при котором от первоначального объема коммунальных отходов для захоронения на полигонах остается всего несколько процентов мусора. Остальное с успехом используется для обеспечения ресурсами индустрии. Подобная стратегия должна быть принята и осуществлена в России.

Более того, научные исследования свидетельствуют, что страны, не организовавшие оборотный ресурсный цикл до 2015 года, потеряют экономическую стабильность. Темп развития переработки и использования твердых бытовых и промышленных отходов в Российской Федерации не достаточен для удовлетворения возрастающих потребностей жителей и индустрии.

Развитие высокоэффективных систем обращения с ресурсами и новейшей транспортной логистики позволит резко снизить потребность в ископаемом сырье, уменьшить материалоемкость национального продукта, выбросы загрязняющих веществ, оздоровить территории, получить признание и политическую поддержку населения. Такой вариант возможен, если страна готова к развитию. Членство страны во Всемирной торговой организации не оставляет российскому предпринимательству иного выхода, нежели опережающее развитие. Вступление в ВТО - это, своего рода, точка отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость встраивания в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности. Поэтому мы формулируем главный вопрос «что делать с собой, в ВТО вступившими», и задать его себе должно не только и не столько правительство, но и каждый участник экономического процесса, будь то предприятие, отрасль, предприниматель, менеджер, наемный работник, чиновник или законодатель.

Разработка стандартов в области обращения с отходами производства и потребления не только целесообразно, но и жизненно необходимо, как одно из необходимых условий полноценного функционирования России в ВТО и как мера снижения государственного контроля над экономикой.

В связи с тем, что в западных странах для ресурсо- и энергосбережения ныне используются устаревшие технологии сжигания, Россия, используя новейшие технологии автоматизированной сортировки, фактически, за пять лет, может обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения, существенно увеличив валовой национальный продукт; проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду будет устранена с наименьшими затратами; регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов и, привлекающей их, коррумпированной бюрократии; тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей не увеличатся. Опасность утраты рынков для индустрии России будет устранена с наименьшими затратами и в кратчайший срок.

Россия фактически станет лидером ресурсосбережения.

Однако, средств от сбыта вторичного сырья недостаточно для покрытия издержек комплексов. На переработку одной тонны отходов необходимы дополнительные затраты в 1 500 руб. Следовательно, на субсидирование переработки 60 млн. т ТБО в первые четыре года потребуется до 90 млрд. руб. ежегодно. Это как раз те средства, которые страна планирует собирать с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. На сегодняшний день Российская Федерация недополучает порядка 2,5 млрд. евро только из-за того, что в России нет уполномоченного органа по работе с Евросоюзом и с другими странами, которые ввели у себя ответственность производителя за утилизацию произведенного им товара. Эти финансовые ресурсы оседают в Европе, не дают развития данного вида отрасли в РФ. По своим функциям это может быть и Минпромторг.

Если будет определена долгосрочная политика государства в этом направлении, то и в индустрии переработки можно пойти по нормальному варианту. В распорядительных документах Правительства, например, определить по срокам цену утилизации произведенной предприятиями продукции, ранжировать процент утилизации по годам.

Деньги, предназначенные для переработки упаковочных отходов, необходимо собрать в государственный внебюджетный фонд и разделить на две части:

  • первая часть - это средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для мусоропереработки, к примеру, объектов ВМСК,
  • вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

Для организации и регулирования процессов необходимо разработать ряд национальных стандартов. Предприниматель-переработчик должен не обивать по каждому пустяковому вопросу пороги регионального отделения Роприроднадзора, а понимать, что от него ждут, как и перед кем отчитаться для получения денег за услуги по переработке упаковочных отходов.

Примерный перечень стандартов и вопросов, которые необходимо отрегулировать, разработан Национальным объединением "РУСРЕЦИКЛИНГ". Разработку стандартов деятельности и систему контроля надо передать на уровень Национального объединения.

Инвестировать в субъект целесообразно в том случае, если в регионе организован вертикально интегрированный комплекс компаний, объединяющий все стадии обращения с отходами. Таким образом, за пять лет проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду и задача развития ресурсо- и энергосбережения может быть решена.

Успешное решение экологических проблем возможно только путем консолидированных действий государства, бизнеса и общества. Решение проблем окружающей среды невозможно также без компетентной и конструктивной деятельности неправительственных организаций и общественных объединений, средств массовой информации, чей интеллектуальный и практический потенциал, опыт взаимодействия с населением, органами власти и бизнеса необходимо использовать.

Елена Есина,

Президент Национального объединения организаций

операторов в области обращения с отходами "РУСРЕЦИКЛИНГ",

эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ

по развитию гражданского общества и правам человека,

кандидат экономических наук

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал