Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Энергосбережение в жкх, проблемы и пути решения. Жилищное и коммунальное хозяйство. Сфера проблем и противоречий «Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

Збигнев Бжезинский: «Время жизни России - время жизни ее ЖКХ»

Мы живем в эпоху стремительных перемен и усложнений. Меняется уровень жизни, потребности, система ценностей, основные виды ресурсов и действующие механизмы. Значение комфорта среды обитания для развивающейся части мира растет с каждым годом.

В ближайшее время внимание к жилищно-коммунальному хозяйству, качеству и доступности жилищно-коммунальных услуг будет возрастать как с точки зрения снятия ограничений социально-экономического развития муниципальных образований, так и с точки зрения реализации возможностей личности и развития человеческого капитала.

Важность ЖКХ как основной сферы городского хозяйства отчетливо сознают власти на всех уровнях - федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Накопившиеся за десятилетия и не решаемые в течение длительного времени проблемы свидетельствуют о системном кризисе в отрасли, которая обходилась без инвестиций и накапливала физический износ до 70% в среднем по отрасли, до 90 и даже почти 100% по ряду отдельных объектов.

В основе эксплуатируемой техники в основном использованы решения середины прошлого века, о моральном износе говорить просто бессмысленно, а уровень энергоэффективности в 2-3 раза ниже среднемирового и в 6-8 раз ниже уровня развитых стран, находящихся в сходных климатических условиях.

Возможности перехода к использованию технологий и техники нового поколения отчетливо осознается, ряд отечественных потребителей имеет возможность и использует их в современной России в индивидуальном порядке, однако для перехода к массовому использованию необходимо реформирование отрасли, проблемы которой стянуты в «гордиев узел» отечественного производства.

Пренебрежение особенностями развития социо-технических систем грозит появлением неолуддизма, когда системы ЖКХ или их части не используются или выводится из эксплуатации, одна часть экономики «пожирает» другую, а система переходит на траекторию самоуничтожения.

В настоящее время разработан ряд стратегических документов, задающих ориентиры, цели задачи стратегий и программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Документы дают основания и возможность вести активную и целенаправленную работу по реформированию ЖКХ

Значительное количество нормативно-правовых, распорядительных и методических документов свидетельствует, с одной стороны, о серьезности намерений власти, с другой - является подтверждением ситуации системного кризиса, в результате которого накопился ряд проблем, допускающем только комплексное решение.

Значительное количество проблем связано с процессами развития системы. Для регионов, в том числе Москвы, значительное количество проблем транслируется с федерального уровня, многие рождены в условиях коррупции и несформировавшегося правового государства. Тесная взаимосвязь проблем, статус города федерального значения, общие цели требуют совместного рассмотрения этих проблем и совместной работы в рамках соглашения федеральных и городских органов власти.

В качестве основных направлений реформирования на федеральном уровне выделены:

Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;

Завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства;

Развитие системы ресурсо- и энергосбережения.

В качестве основных направлений реформирования в Стратегии Москвы-2025 выделены:

  • Улучшение технического состояния жилищного фонда и необходимые объемы его капитального ремонта;
  • Динамика стоимости услуг ЖКХ с учетом роста доходов населения и других факторов;
  • Повышение условий проживания и коммунального обслуживания на территории города

Москва один из немногих регионов, использовавших для формирования стратегии развития, включая вопросы реформирования и развития ЖКХ, профессиональный потенциал институтов Российской Академии Наук. Москва должна стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения. В Москве планируется создание международного финансового центра. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению бесперебойного их предоставления в любое время суток. Поэтому Стратегия развития ЖКХ рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы до 2025 г.

Стратегические цели развития Москвы, концентрация основных фондов ЖКХ, специфика ресурсов, концентрирующих научно-технические кадры страны и финансовые ресурсы и связанные с решением задач федерального уровня, обрекают Москву на роль центра реформирования, роль локомотива инновационного развития технологий и техники для ЖКХ и центра диффузии новейших технологий федерального уровня.

Значительное количество проблем требует формирования системы стратегического управления на федеральном и городском уровне (вертикали стратегического управления), привлечения институтов гражданского общества к процессам общественного контроля.

Необходимо провести актуализацию Стратегии Москвы-2025 с учетом влияния кризиса и посткризисного периода, активизацией реформы и энергосбережения на федеральном уровне, корректировкой целей и показателей повышения качества жизни и эффективности развития социально-экономического комплекса России и ЖКХ в частности.

Значимость и комплексных характер проблем требуют совместных усилий федеральных и городских органов власти, привлечения бизнеса в рамках частно-государственного партнерства и институтов гражданского общества.

Необходимо провести в опережающем порядке ряд дополнительных исследований развития реформ в ЖКХ в рамках направлений:

Формирование СРО управляющих в сфере ЖКХ

Развитие института независимых директоров в корпоративном управлении предприятий ЖКХ

Конкурсы грантов на разработку стратегий и программ энергосбережения, инновационного развития и других вопросов реформирования ЖКХ

НИР по направлению «Энергоэффективное общество»

Формирование социального минимума потребления услуг в сфере ЖКХ

Разработку социальных нормативов потребления

Введение социальной экспертизы законопроектов в дополнение к антикоррупционной экспертизе

ЖКХ в сетевом государстве и развитие прямой демократии в сфере практик систем жизнеобеспечения.

С.А.Дячук, генеральный директор,
ЗАО «Региональные энергетические системы»,
г. Котельники Московской области

Основные проблемы в ЖКХ. Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения

В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства (МПКХ) Российской Федерации, проведенных нашими специалистами, у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, среди которых можно выделить:

· устаревшие, а чаще отсутствующие технологии и оборудование, и устаревшие неэффективные системы транспортировки воды и тепла к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленные вода и тепловая энергия вновь перестают соответствовать качественно-количественным нормативам;

· вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;

· затратность производства тепла и воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;

· недостаточность объема услуг из-за недофинансирования;

· отсутствие устойчивости, и как следствие -стабильности оказания услуг (по той же причине);

· вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;

· кадровый «голод», который является следствием низкой оплаты труда в отрасли;

· нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;

· низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, вызванная действием комплекса указанных выше причин.

Серьезный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.

Выбор современных технологий теплоснабжения и водоснабжения, применительно к ЖКХ

Современные технологии и оборудование позволяют в большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки тепла и воды к потребителям, при этом обеспечив необходимое качество этих услуг.

Однако основой правильного выбора технологии должно быть предварительное обследование коммунальных систем. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, а также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность.

Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых городов, и коммунальных систем. А это значит, что не может быть типовых решений. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, а только потом эффективно «лечить».

Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. В итоге потребитель не получает качественной услуги, хотя и платит за нее.

Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг. В частности следующие.

Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления

Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации.

Вариант 1. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ым владельцем акций нового акционерного общества (АО). Что произойдет?

1. Снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;

2. Необходимость для АО изыскивать собственные источники финансирования;

3. Необходимость (но и, к сожалению, невозможность) грамотного менеджмента.

Без соблюдения подобных условий вновь образованное АО рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие - введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.

Вариант 2. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на плечи частной компании.

Здесь уже кое-где есть опробованные методы: аренда и концессия муниципального имущества.

Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения затратной идеологии структуры производства ЖКУ, отличий нет. Кроме того, концессия ставит целью создание имущества без привязки к экономическим и качественным показателям. А ведь для потребителя важны как раз не метраж трубы или количество фильтров и котлов, а стоимость, стабильность и качество услуги.

ЖКХ - это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия - выгодный бизнес для обеих сторон. А изменчивость законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие четких «правил игры» просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днем.

Есть еще одна важная проблема - имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулезного учета имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.

Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:

· определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал АО;

· провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;

· определиться с пакетом участия муниципального образования в АО;

· определиться с целями и задачами вновь создаваемого АО;

· определить для нового общества стратегические задачи.

Исходя из экспертных оценок объема инвестиций, например, в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тыс. до 1,2 млн долл. США только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП.

К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач.

Ясно, что сроки акционирования при неготовности муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.

Тарифообразование как системная ошибка

Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе четко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьезные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения Закона № 210-ФЗ должны были вступить в силу с 1 января 2006 г.

В течение 2005 г. Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и региональная энергетическая комиссия готовятся к наступлению 2006 г.

Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более или менее реальным значениям, отражающим не политическую, а экономическую составляющую тарифов. То есть - повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.

В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

Остановить инфляцию? Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счет внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд долл. США только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры еще больше.

Кроме этого, попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая Правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. ЖКУ, как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

| скачать бесплатно Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования , Дячук С.А.,

Слово «энергоэффективность», которое входит в название вашего совета, долго имело чисто «производственное» значение и применялось в отношении оборудования, транспортных средств и т. д. А в последнее время все чаще употребляется в связи с реформой ЖКХ. Некоторое время тому назад ваш совет был одним из инициаторов проведения российско-германского круглого стола на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ». Чем объясняется вторжение проблем энергоэффективности в сложный комплекс проблем отечественного жилищно-коммунального хозяйства?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется начать издалека. Как известно, быстрый рост и непомерно большие размеры коммунальных платежей превратились в нашей стране в одну из самых острых социальных проблем. В среднем каждая российская семья тратит на оплату услуг жилищно-коммунальной сферы, по оценке председателя Совета Федерации Сергея Миронова, 22 % совокупного дохода. Правда, эта сумма сильно разнится в различных регионах. В Москве, например, она не превышает 10 % – это достигается за счет огромных субсидий, покрываемых из местного бюджета. Удерживать коммунальные платежи в более или менее разумных пределах путем частичного финансирования жилищно-коммунальной сферы пытаются и другие регионы.

Однако такому порядку скоро придет конец. На горизонте маячит повсеместное доведение оплаты коммунальных услуг населением до 100 % (что означает полный отказ от всякого рода доплат за счет бюджета), о чем власти говорят уже не первый год. Сначала это собирались сделать в 2006 году, потом срок перенесли на 2010-й. И некоторым субъектам Федерации, например Татарстану, удалось выйти на этот рубеж. Но удача улыбнулась не всем, и ряду регионов разрешили перейти на стопроцентную оплату услуг ЖКХ только в 2012 году.

Сколько же должна платить за коммунальные услуги средняя российская семья? По мнению того же Сергея Миронова, не более 10 % от совокупного дохода. Самое поразительное, что согласно данным Минэкономразвития РФ фактически доля расходов на коммунальные услуги в расчете на семью в 2009 году не превышала 8 % и даже в 2012 году составит 9,5 %. Конечно, эти цифры – не более чем пресловутая «средняя температура по больнице». И у нас немало регионов, где расходы на услуги ЖКХ достигают 15-20 и даже 25 % семейного бюджета.

Население реагирует на это просто: миллионы граждан недоплачивают за коммунальные услуги, а многие вообще месяцами и даже годами не платят ни копейки, тем более что в законодательстве механизмы погашения задолженности прописаны невнятно. Как сообщил министр регионального развития России Виктор Басаргин, на конец прошлого года население задолжало предприятиям ЖКХ 64,9 млрд рублей, а кредиторская задолженность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, превышает 79 млрд рублей.

Путь решения проблемы один: разработать и приступить к реализации программы повышения энергоэффективности ЖКХ. Экономический эффект может быть поистине колоссальным, ведь жилищно-коммунальное хозяйство потребляет до 45 % тепловой и 20 % электрической энергии, производимой в стране. Вот почему нужно активнее внедрять такие технологии энергообеспечения зданий и такие конструкции жилых домов, чтобы расходы на их отопление, снабжение водой и электроэнергией сокращались, а вместе с ними уменьшались и платежи за коммунальные услуги.

– По-моему, в этом направлении уже кое-что делается. В непосредственной близости от дома, в котором я живу, несколько пяти- и двенадцатиэтажных зданий «обшили» плитами из теплоизоляционного материала, а потом облицевали нарядным пластиком. Я читал в газетах, что расходы на отопление таких домов резко сократились. Хотя их жильцы говорят, что на оплате услуг ЖКХ это никак не отразилось…

– Должно было отразиться. И если плата за отопление квартиры не уменьшилась, этим надо заняться не обслуживающей дом коммунальной компании, а криминалистам.

Полагаю, что читателям газеты «Торгово-промышленные Ведомости» будет интересно узнать, что большинство новых зданий в Москве и других городах сейчас сооружаются с применением теплосберегающих материалов и потому считаются энергоэффективными. Уже в этом году новые жилые дома должны быть в среднем на 15 % энергоэффекивнее тех, что возводились в 2010 году, в 2015-м – на 30 % и в 2020-м – на 40 %.

– Теперь поговорим о состоявшемся в Совете Федерации российско-германском круглом столе на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ», одним из организаторов которого вы были. Почему он был российско-германским? Ведь у нас и своих специалистов, работающих над решением проблем энергоэффективности, немало. И кто с российской стороны принимал в нем участие?

– Мы пригласили немецких специалистов, поскольку Германия – один из технологических лидеров в мире в сфере энергоэффективности: у немцев есть чему поучиться. В заседании круглого стола приняли участие члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные руководители учреждений ЖКХ из более чем тридцати субъектов Федерации, ученые, эксперты, представители российских и германских деловых кругов.

Открыл заседание круглого стола председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он, в частности, особо отметил высокую эффективность капвложений в жилищно-коммунальное хозяйство. Инвестиции в эту отрасль приносят даже больший экономический эффект, чем вложения в минерально-сырьевой комплекс, поскольку окупаются всего за три-пять лет. Сергей Миронов сообщил, что в России разработаны и приняты специальные программы повышения энергоэффективности, государство выделило на эти цели 17 млрд рублей. Важно, чтобы они были потрачены рационально, потому что, по словам председателя Совета Федерации, «…наше ЖКХ – это огромная «черная дыра», в которую проваливается огромное количество энергоресурсов и финансовых средств».

– Участие немецких специалистов в решении наших проблем энергоэффективности ограничивалось только присутствием на заседании круглого стола или они уже работают на российском рынке?

– Да, работают, и довольно плодотворно. Об этом рассказал глава представительства германской банковской группы KfW («Кредитный институт по восстановлению») в России Даниил Алгульян. КfW за последнее время прокредитовала ряд масштабных проектов в России на общую сумму более 3 млрд евро. Специалисты банковской группы провели в нашей стране более трехсот консультаций – в основном в сфере решения проблем энергоэффективности.

– Какую оценку дали участники круглого стола состоянию российского коммунального хозяйства с позиций энергоэффективности?

– В основном резко критическую. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев сообщил, что износ теплосетей в российских городах превышает 60 % и на их ремонт требуется не менее 500-600 млрд долларов. Наивно полагать, что это можно сделать за счет населения – путем повышения тарифов набрать такую колоссальную сумму невозможно. Значит, государству и дальше придется участвовать в реконструкции и обновлении ЖКХ.

Депутат справедливо указал на то, что закон об энергоэффективности в России несовершенен и, в частности, необоснованно репрессивен. Он, например, предусматривает штрафы с владельцев квартир в случае, если они не установят датчики температур. Но такие датчики дороги, и 60 % граждан не в состоянии их приобрести. Значит, и здесь нужно предусмотреть определенные субсидии малоимущим гражданам на покупку и установку датчиков – без этого не обойтись.

– Из всего, что вы только что рассказали, прямо вытекает, что вопросы энергоэффективности – стержень реформы ЖКХ, и с этим трудно не согласиться. Но что конкретно нужно сделать, чтобы идеи и принципы энергоэффективности «овладели массами» и стали предметом внимания всех организаций, причастных к этой реформе? И что нужно сделать, чтобы энергоэффективности была открыта зеленая улица во всех звеньях государственного управления?

– Без участия государства столь сложные и многогранные проблемы, как повсеместное внедрение принципов энергоэффективности, не решить. Нужно развивать государственные инструменты финансовой поддержки энергоэффективных проектов. Они должны включать субсидирование кредитов на эти цели, софинансирование, разделение рисков компаний с государством и т. д. Кроме того, в сфере ЖКХ должен быть создан более благоприятный инвестиционный климат. Вложения в энергосберегающие технологии, в экономичные системы отопления домов и в здания современных конструкций, обеспечивающих сбережение тепла и электроэнергии, должны стать более выгодными для инвесторов.

– Какой вклад в решение всех этих проблем может и собирается внести Консультативный совет по инновациям, модернизации и энергоэффективности?

– Полагаю, что российско-германский круглый стол, организованный нашим советом, – это первый опыт освоения достижений многих зарубежных стран в сфере энергоэффективности. И в Европе, и в Северной Америке, и в Восточной Азии есть впечатляющие достижения во внедрении принципов энергоэффективности в ЖКХ. Использование этого опыта может быть исключительно полезным для России, и мы постараемся наладить творческое освоение этого опыта. Кроме того, видим свою задачу в содействии привлечению иностранных инвестиций в инновационные объекты нашей страны.

Считаю, что, опираясь на высокий авторитет Совета Федерации среди населения, мы будем способствовать активизации информационной и образовательной деятельности и поддержки населением мер, направленных на повышение энергоэффективности в самых разных сферах. Потому еще раз повторю то, что сказал в самом начале: если мы хотим, чтобы рано или поздно оплата услуг ЖКХ снижалась и становилась более доступной, нужно упорно и целеустремленно заниматься решением вопросов энергоэффективности этой отрасли. Другого пути нет.

Главная > Закон

Приложение Доклад: «Энергосбережение в ЖКХ, проблемы и пути решения» На ЖКХ приходится до 70% потенциала энергосбережения страны. Эта отрасль является основой для обеспечения социального комфорта и обеспечения наиболее базовых потребностей населения. Принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ "Об энергосбережении..." подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо. Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы Проблема энергосбережения прошла красной линией в докладе Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию. Энергоэффективность систем жизнеобеспечения в ЖКХ является наиболее проблемной. Мы получили системы громоздкие, затратные и не эффективные поэтому работы много по внедрению энергоэффективных систем в отрасли в любом направлении: водоснабжение, водоотведение, выработка тепла, инженерные системы, освещение и т.д. Остановимся на некоторых применяемых в ЖКХ Кировской области: Выработка тепла: Население планеты «Земля» с давних времен использует биомассу и дрова в качестве источника тепла, не является исключением и Кировская область. Использование отходов при заготовке деловой древесины и при ее переработке в качестве топлива у нас в области на начальном уровне. В области построено за последние 5 лет 56 котельных разной мощности работающих на отходах деревообработки (щепа, опил) и на 797 котельных в качестве топлива используют дрова. При использовании дров в качестве топлива применяется в основном ручной труд, он менее поддается механизации. При дефиците мужского населения в области труд на котельных нужно максимально механизировать и автоматизировать, поэтому при модернизации котельных пытаемся максимально механизировать. Себестоимость 1 Гкал на отходах в разы меньше чем на дровах (пример). Для расширения использования отходов деревообработки в области появилось производство пеллет, прессованных брикетов, которые производятся в основном небольшими частными предприятиями и используются для отправки за пределы России, так как их стоимость как топлива в нашей области экономически не эффективна (1 тонна более 3,5тыс рублей) . Для обеспечения более полного использования отходов деревообработки на отопление в жилищно-коммунальном хозяйстве по предложениям муниципальных районов была подготовлена в 2004 году Программа по переводу котельных на местные виды топлива (Киотское соглашение), которая реализована в полном объеме. Все финансирование шло за счет областных субсидий и софинансирования местных бюджетов, квот ни кто не выделял. Муниципальные районы: Арбажский, Афанасьевский, Богородский, Даровской, Кикнурский, Кильмезский, Лебяжский, Нагорский, Опаринский, Тужинский, в которых на отопление социальной сферы и объектов ЖКХ используют только отходы деревообработки и дрова. Построены современные полностью механизированные котельные на отходах деревообработки в г. Слободском, Нагорском, Подосиновском районах, которые показали, что труд оператора котельной может быть престижным, он может работать в белом халате. В настоящее время ведется реконструкция мазутных котельных в г. Котельнич и г. Мураши, на которых основным топливом будут отходы деревообработки, резервным останется мазут. В настоящее время это одно из важных направлений энергосбережения. Системы теплоснабжения: Использование в системах теплоснабжения качественных утеплителей, скорлуп и предизолированных труб позволяет снизить потери в сетях на 20-30%. Применение энергоэффективных насосов, систем частотного регулирования в системах теплоснабжения позволяет экономить до 15% электроэнергии. Внедрение приборного учета в системах теплоснабжения позволит получить ясную картину потерь и наладить правильный учет. Системы водоснабжения и водоотведения: Наиболее затратные системы, которые все используют со времен СССР, но их модернизировать, эффективно использовать руки не доходят, да и удобно за счет населения компенсировать свои убытки. Применение системы автоматики, частотного регулирования позволяет снизить расход воды вдвое. Применение безбашенной системы с регулировочными противодавленческими клапанами позволяет поддерживать в системе водоснабжения постоянное давление и предотвращает гидравлические удары и разрывы труб. Системы освещения: В своем послании Президент РФ обозначил сроки замены ламп накаливания: С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. (ст. 10, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009))

«Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

    использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС; использование солнечных коллекторов для дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий; создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла; использование пароструйных инжекторов в качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара; использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов; использование тепловых насосов для отопления и ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из:
      канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов.
    применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения; использование шахтного метана; производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления; использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов; использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики; использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.
Приведенный перечень составлен по принципу "до объекта". Энергосбережение в административных зданиях, многоквартирных жилых домах, коттеджах относится более к обязанностям собственников. Применительно к учету потребления энергоресурсов в квартирах речь идет о: Установка водомеров в каждую квартиру - в новых домах, как обязательное условие госприемки здания, в старых либо через личную инициативу граждан либо через воздействие на управляющие компании. Установка двухставочных (двухзонных) поквартирных счетчиков электроэнергии - позволяет потребителям получить возможность часть своих энергоемких бытовых процессов перенести на время когда действует пониженный тариф. Например, стирку автоматическими стиральными машинами (автоматические посудомоечные машины) возможно проводить в ночное время, когда тариф на электроэнергию существенно ниже дневного. Как показывает анализ, таким образом, потребители получают возможность снижать свои счета на электроэнергии до 30 %. Введение пиковых тарифов (повышенные тарифы в часы максимума потребления) еще более повысит привлекательность и выгоду потребителей от установки таких счетчиков. Установка газовых счетчиков (там где есть бытовое потребление газа) - в настоящее время бытовое потребление газа в большинстве случаев не учитывается квартирными приборами учета, расчет потребления идет по нормативам. Установка счетчиков потребляемого газа позволит ввести «отрицательную мотивацию» на использование газа как дополнительного средства обогрева помещения или использование его в поквартирных газовых колонках.Наличие поквартирных приборов учета не устраняет необходимости использовать общедомовые приборы управляющими компаниями. Достоинством жилого дома является возможность как общего учета (общедомовой прибор) так и поквартирного учета. Появление управляющих компаний должно сопровождаться переходом на оплату по общедомовым приборам. Это создаст новые экономические стимулы, как управляющей компании, так и у жителей по повышению эффективности конечного энергопотребления. Глава департамента Л.И.Князькин

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал