Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Первые упоминания о социальном туризме. Курсовая работа: Система социального туризма в РФ: история и современность. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

История путешествий и туризма.

1.история туризма как научная дисциплина. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Последнее время можно говорить о становлении науки о туризме . Ее называют по разному: «турология », «турография », «туристика », «туризмоведение » и т.п. Но суть не в названии. Уже сам факт, что ученые ведут дискуссии по этому поводу, свидетельствует о том, что, во-первых, необходимость науки о туризме осознается всеми специалистами; во-вторых, к формированию этой науки ученые подходят комплексно.

Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики туризм может рассматриваться как социокультурный феномен , как сфера культуры и человеческой деятельности.

Как отрасль хозяйства туризм является предметом исследования в экономических и управленческих науках, а также в маркетинге. Туризм как социальная сфера рассматривается в политологии, юриспруденции, социологии, социальной географии и других науках. Учитывая то, что туризм является частью бытовой культуры населения, полно и глубоко его изучить можно лишь с помощью дисциплин гуманитарного профиля.

Туризм как сфера культуры и человеческой деятельности привлекает внимание ученых, представляющих различные науки антропологического, культурологического, психологического и медицинского направлений. Туризм также служит предметом изучения в экологии, истории, регионоведении, а также теории и практики межкультурных коммуникаций.

Этот обширный комплекс наук о туризме заложен в основу системы подготовки будущих специалистов по социальному сервису и туризму. Важное место в этой системе занимает история туризма.

В настоящее время история туризма является учебной дисциплиной, которая создает фундамент для научных исследований в области туризма. Эта дисциплина важна для специалистов по туризму, поскольку позволяет понять специфику туризма в том или ином регионе мира с учетом его исторических и национальных особенностей.

История туризма и путешествий является частью истории культуры . Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий.

Исходя из этого, основные цели истории туризма как учебной дисциплины состоят в том, чтобы:

Раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследить динамику развития путешествий, их мотивы, задачи и социокультурные последствия;

Рассмотреть историю путешествий и туризма в связи с определенным типом культуры, определить особенности их мотивации;

Проследить изменения в географии путешествий и туризма в разные периоды истории;

На основании описания традиций гостеприимства народов мира, показать направления формирования системы гостеприимства

– изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.

История человечества полна самыми разнообразными, а порой и невероятными событиями. В череде исторических событий встречались упоминания о путешествиях и плаваниях, первопроходцах и географических открытиях. Эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и поэтому не всегда связывались в единую цепь.

Одной из важнейших задач истории туризма является составление, восстановление и воспроизводство единой цепи путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи . Для решения этой задачи следует опираться на знания истории, прикладной культурологии, географии, этнографии, социологии и права.

Таким образом, история туризма – это наука, изучающая путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества.

История туризма – это наука, изучающая историю развития путешествий, начиная от элементарного передвижения по местности первобытных племён и до высокоорганизованных туристских путешествий современности, а также причины их появления и развития в обществе.

Методы исследования в истории туризма:

1) описательный метод – наиболее простой и часто употребляющийся. Это сбор и систематизация информации о событиях прошлого в хронологическом порядке;

2) метод картографирования, т.е. определение маршрутов путешествий, определение территорий и их классификация по природным условиям, ландшафту, составу населения и т.д.;

3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования;

4) историко-логический метод, т.е. набор приемов, позволяющих реконструировать логику исторических процессов.

2.Понятие о путешествиях и туризме.

Для того чтобы еще более четко выявить предмет данного курса следует сопоставить термины «туризм» и «путешествия». Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Но они же и отличаются друг от друга.

Путешествие может быть образом жизни и работы. Путешественниками являются как отдельные индивидуумы, так и группы лиц, объединённые едиными интересами и целью, целые экспедиции, в т.ч. и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысячи специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы, члены экипажей морских и воздушных судов и др. транспортных средств.

Для отдельных народов путешествие – образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К таким народам относят, например, кочевые племена бедуинов, белунджи (Пакистан), цыган и др.

Многие люди путешествуют в поисках работы. Например, сезонные сельскохозяйственные рабочие ежегодно путешествуют из местности в местность с юга на север по мере сбора урожая.

Т.е., путешествие – термин, обозначающий любое перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие независимо от целей и средств передвижения, временных промежутков именуется путешественником.

Туризм – частный случай путешествий, который имеет чёткие ограничения, строго определённые характеристики. Соответственно, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, именуется туристом.

Термин «туризм» и «турист» появляется в литературе в конце XVIII века. Впервые он был применён, когда английская молодёжь с Британских островов отправилась на континент для получения образования. В 1811 году в одном из журналов понятием «туризм» были объяты все экскурсии или путешествия к достопримечательным местам как с познавательной целью ландшафтов и памятников, так и все миграции научного характера либо путешествия ради удовольствия. Начиная с конца XIX века понятия «туризм» и «турист» применяются почти на всех языках мира.

С этимологической точки зрения слово «туризм» происходит от французского слова tourisme, от tour, что означает - прогулка, путешествие или поездка, заканчивающаяся возвращением к месту начала путешествия.

Долгое время (до середины 19 века) путешествия несли в себе элемент риска для здоровья и даже для жизни человека. Часто путешественниками называли людей, которые вышли в путь не ради удовольствия, а с какой-то определённой целью, достижение которой было связано со значительными трудностями. В древнеанглийском языке глагол «травелл» (путешествовать) был синонимом глагола «трабл», который, в свою очередь произошёл от латинского слова «трепалим», означавшего трёхгранный инструмент для пыток. Т.е., совершать путешествие означало трудиться, переносить трудности. В увеселительную прогулку, поездку путешествия превращаются только с появлением регулярного движения пассажирского транспорта, предприятий питания и размещения.

Можно выделить семь наиболее важных граней туризма:

1) оздоровительная . Способствует восстановлению жизненных сил;

2) спортивная . Связана с достижением не каждому доступных результатов;

3) эстетическая . Дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы (фауны и флоры);

4) познавательная . С ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире;

5) социально-коммуникативная . Является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей;

6) эмоционально-психологическая . Эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать;

7) творческая . Состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно.

Закон об основах туристской деятельности определяет социальный туризм как туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

Определение социального туризма в таком виде появилось в указанном законе после внесения поправок в 2007 г.

Закон провозглашает поддержку и развитие социального туризма приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. Однако указанные нормы носят декларативный характер, поскольку за время действия Закона об основах туристской деятельности на федеральном уровне не было принято практически ни одного нормативного акта, направленного на развитие социального туризма.

Следует подчеркнуть, что в некоторых субъектах Российской Федерации были предприняты попытки урегулировать данные вопросы.

Так, Законом Краснодарского края от 15 июля 2005 г. № 888-ФКЗ «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» 1 Кубанские новости. 2005. 21 июля. установлены нормы о финансовой поддержке социального туризма. В соответствии с ними такая поддержка за счет средств краевого бюджета оказывается в форме субсидий на частичную оплату путешествий проживающих на территории Краснодарского края:

  1. детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. детей из многодетных и неполных семей;
  3. инвалидов и пенсионеров;
  4. лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф (ст. 15).

Аналогичные нормы закреплены в Законе Санкт-Петербурга от 9 июля 2003 г. № 409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге». В указанном нормативном акте перечень лиц, которые могут рассчитывать на частичную оплату путешествий, расширен за счет учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Однако порядок реализации приведенных норм пока не определен.

В мировой практике социальный туризм представляет собой эффективный инструмент социальной политики. Основной целью развития данного вида туризма является предоставление широкому кругу лиц, в том числе с низким уровнем доходов, возможности пользоваться туристскими услугами. А.Ю. Александрова отмечает, что «концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества, субсидирование туризма малоимущих, а также активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии».

Социальный туризм, активно развивающийся в некоторых европейских странах, не имеет социально-обеспечительного характера. Граждане этих стран получают возможность пользоваться туристскими услугами при реализации программ социального туризма, прежде всего через систему отпускных чеков, которые представляют собой средство расчета за туристские услуги. Отпускные чеки выпускаются специализированным органом и распространяются среди оптовых покупателей чеков, которыми чаще всего выступают организации-работодатели или общественные организации. Затем чеки реализовываются физическим лицам - работникам со значительной скидкой (до 80%). В свою очередь, обладатели отпускных чеков расплачиваются ими с организациями, предоставляющими туристические услуги и заключившими договор со специализированным органом, эти чеки выпускающим. Указанный орган возмещает денежные средства поставщикам туристских услуг.

Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Граждане получают возможность путешествовать, посещать экскурсионные и массовые мероприятия, полноценно отдыхать с наименьшими затратами для семейного бюджета. Оптовые покупатели чеков могут эффективно влиять на кадровую политику своих предприятий; кроме того, они получают определенные налоговые льготы; поставщики туристских услуг имеют гарантии стабильного развития своего бизнеса. Специализированный орган, выпускающий отпускные чеки, кроме возможности действенного регулирования туристской деятельности, получает вознаграждение по договорам, заключенным с покупателями отпускных чеков и поставщиками туристских услуг.

Из сказанного следует, что реализация программ социального туризма практически не требует бюджетных затрат и представляет собой грамотно организованную и самоокупаемую систему. Основная роль государства в таком случае сводится лишь к созданию благоприятных экономических и правовых условий для ее функционирования.

Определение социального туризма, закрепленное в Законе об основах туристской деятельности, обозначает иную позицию Российского государства в его организации.

Отличительной чертой социального туризма является источник его финансирования. Определение рассматриваемого понятия позволяет выделить несколько таких источников: бюджет, государственные внебюджетные фонды и средства работодателей. Однако такая дефиниция содержит лишь общие положения и не позволяет конкретизировать права граждан в сфере социального туризма.

Определение понятия «социальный туризм» основано на использовании легальной дефиниции туризма. Следовательно, социальный туризм преследует те же цели, что и обычный, хотя законом это прямо не оговаривается.

Для того чтобы определить объем финансирования мероприятий, связанных с социальным туризмом, следует установить, что собой представляют временные выезды (путешествия). Стоимость поездок зависит от того, какие именно услуги включены в содержание туристского продукта. Законодательство не дает ответа на вопрос о пределах финансового участия субъектов, на которые возложена обязанность по финансированию социального туризма, о том, какие конкретно услуги должны быть оплачены.

Из определения социального туризма также не понятно, кто может быть социальным туристом, каковы условия и порядок реализации прав граждан в этой сфере.

Поскольку закон называет только финансовые источники рассматриваемого вида туризма, попытаемся конкретизировать эти положения.

Итак, закон устанавливает, что социальный туризм оплачивается за счет средств бюджета .

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. бюджеты городских и сельских поселений.

Средства, заложенные в бюджеты различных уровней, расходуются на реализацию полномочий соответствующих государственных или муниципальных образований. В законодательных актах, определяющих компетенцию указанных образований, прямо об обеспечении финансирования социального туризма не говорится.

Социальный туризм связан с санаторно-курортным лечением (оздоровлением), предусмотренным законодательством о социальной защите граждан. Эта связь выражается в следующем. Одним из видов туризма является лечебно-оздоровительный, или медицинский, туризм. Данный вид туризма обусловлен потребностью лечения различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климато-, грязе-, бальнеолечение и др.). Также отметим оздоровительную направленность такого вида туризма, под которой обычно понимают восстановление физических и духовных сил человека, поддержание его работоспособности с использованием природно-климатических туристских ресурсов. Кроме того, объекты санаторно-курортного лечения отнесены Законом об основах туристской деятельности к объектам туристской индустрии.

За счет средств бюджета финансируется санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, а также в некоторых других случаях.

Так, ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. В Положении о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-Р, аналогичная льгота предусмотрена и в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Указанные нормы получили развитие в ведомственных нормативных актах: приказе МВД России от 25 июля 2002 г. № 701 «Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха», приказе МВД России от 22 февраля 2007 г. № 188 «О некоторых вопросах организации и развития социального туризма в системе МВД России и ФМС России», а также приказе Минобороны России от 3 октября 2001 г. № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу».

Иные условия направления граждан на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Категории граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение в составе набора социальных услуг, перечислены в ст. 6.1 указанного закона (это ветераны и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, а также инвалиды).

Еще одной особенностью данного вида отношений является ограниченный перечень санаторно-курортных объектов туристской индустрии, который устанавливается Минздравсоцразвития РФ 2 Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2008 г. № 33-н // Российская газета. 2008. 27 февр. .

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. 3 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 7. путевки приобретаются Фондом социального страхования РФ и выдаются гражданам, имеющим право на набор социальных услуг, вместе со специальным талоном на право получения бесплатных проездных документов. Таким образом, но формальным признакам санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, можно отнести к социальному туризму.

Второй источник финансирования социального туризма - это государственные внебюджетные фонды .

Статья 13 Бюджетного кодекса РФ определяет государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Отметим, что реализация указанных конституционных прав осуществляется прежде всего в рамках социального страхования.

Статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон об основах обязательного социального страхования) определяет обязательное социальное страхование как систему создаваемых государством различного рода мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иных категорий граждан вследствие признания их безработными 4 С 1 января 2001 г. страхование на случай безработицы не осуществляется, однако соответствующие изменения в закон внесены не были. , трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Основной целью обязательного социального страхования является компенсация утраченного дохода застрахованного лица. Причины, повлекшие изменение материального положения застрахованного, перечисленные в определении, являются страховыми случаями (в законе они не совсем правильно названы страховыми рисками).

Характеризуя значение санаторно-курортного лечения в системе социального страхования, можно выделить три подхода.

  • Во-первых, санаторно-курортное лечение можно рассматривать как основание дополнительных расходов, вызванных временной нетрудоспособностью лица, т.е. оно является следствием наступления такого страхового случая как временная нетрудоспособность или инвалидность.
  • Во-вторых, с учетом определения обязательного социального страхования, приведенного выше, необходимость санаторно-курортного лечения можно классифицировать как самостоятельный страховой случай. Данная позиция наиболее уязвима, поскольку необходимость получения санаторно-курортного лечения не всегда связана с утратой заработка. Это подтверждается и тем, что среди страховых случаев, перечисленных в ст. 7 Закона об основах обязательного социального страхования, санаторно-курортное лечение отсутствует.
  • В-третьих, учитывая принцип сочетания компенсации социального риска с его профилактикой, санаторно-курортное лечение можно определить как меру, направленную на восстановление и поддержание здоровья, а значит, и возможность застрахованного лица полноценно трудиться и материально себя обеспечивать. Таким образом, необходимость санаторно-курортного лечения не всегда вызвана расстройством здоровья.

Среди видов обеспечения по социальному страхованию названы пособие на санаторно-курортное лечение и оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Анализируя вопросы, связанные с предоставлением такого вида обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, М.Ю. Федорова справедливо отмечает, что не вполне понятно, какому виду риска соответствует это социально-страховое обеспечение.

В законодательстве также отсутствуют четкие условия, при которых у застрахованного лица возникает право на данный вид социально-страхового обеспечения. Рассмотрим далее соотношение этих видов предоставления обеспечения по социальному страхованию с социальным туризмом.

Туристская поездка минимально должна включать в себя услуги по перевозке и размещению. Пособие на санаторно-курортное лечение призвано компенсировать утраченный заработок в период долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения, т.е. это не предполагает оплату туристских услуг, а значит, и к социальному туризму имеет весьма отдаленное отношение. Если же в дальнейшем функцией данного пособия будет частичная компенсация расходов на проезд к месту лечения и обратно, то его можно будет рассматривать в системе социального туризма.

Более близким к понятию социального туризма является такой вид обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей . В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристская путевка - это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. Вероятнее всего, оплата путевок на санаторно-курортное лечение будет включать в себя оплату проживания, питания, а также определенного набора медицинских услуг. Несмотря на то, что в некоторых случаях действующим законодательством предусмотрена полная оплата путевок, можно вести речь только о частичной оплате туристической поездки, так как по общему правилу проезд должен оплачиваться застрахованным лицом самостоятельно.

Круг лиц, имеющих право на обеспечение данного вида, обозначен законодателем как «работники и члены их семей». Анализ Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. № 309 позволяет сделать вывод, что к членам семьи в данном случае относятся только дети работников.

Еще одним условием для получения социально-страхового обеспечения такого рода является наличие медицинского заключения, выданного соответствующим учреждением здравоохранения.

Более четкие нормы о предоставлении санаторно-курортного лечения содержит Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»1. Застрахованным лицом в данном виде страхования является физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Одним из видов социально-страхового обеспечения является также оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания за страхованного , а в необходимых случаях - оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. В данном случае мы можем констатировать полную оплату поездок такого вида.

Третьим источником финансирования социального туризма Закон об основах туристской деятельности называет средства работодателей .

Среди обязанностей работодателей, закрепленных ст. 22 Трудового кодекса РФ, финансирование социального туризма не числится. Статья 41 Трудового кодекса РФ предусматривает, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников; условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Вероятно, в Законе об основах туристской деятельности говорится о возможном финансировании туризма для работников крупными предприятиями. Однако отсутствие стимулирующих условий такой деятельности, например, правовых мер, выражающихся в предоставлении налоговых льгот, не позволяет социальному туризму развиваться на должном уровне.

Таким образом, анализ действующего законодательства в сфере социального туризма позволяет сделать следующие выводы.

Услуги по проживанию, питанию, получению медицинской помощи и проезду, которые составляют санаторно-курортное лечение, нельзя признать туристским продуктом. Также в этих правоотношениях отсутствует субъект, выполняющий функции туроператора, поскольку путевки приобретает Фонд социального страхования РФ или работодатель, а проезд граждане организуют самостоятельно.

Между потребителем санаторно-курортных услуг и их поставщиком (санаторно-курортным учреждением) не возникает договорных отношений. Это означает, что лицо, имеющее право на санаторно-курортное лечение, не может воспользоваться правами туриста, вытекающими из договорных правоотношений. Кроме того, социальные туристы фактически лишаются статуса потребителей услуг, что не позволяет им защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.

Сточки зрения законодательства в сфере туризма более правильным является компенсация определенных расходов, которые произвел социальный турист. В этом случае он является субъектом туристских правоотношений с той лишь разницей, что оплату предоставленных ему услуг осуществит другое лицо либо будет произведено возмещение затрат социального туриста.

Закон об основах туристской деятельности определяет, что условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Очевидно, что санаторно-курортная путевка не отвечает таким требованиям. Отсутствие четко закрепленных условий лечебно-оздоровительных поездок не позволяет определить критерии качества предоставленных туристских услуг.

Определение социального туризма, в частности конкретизация источников его финансирования, обуславливает необходимость применения как законодательства о туризме, так и законодательства о социальном обеспечении граждан. Но сделать это достаточно сложно в силу множества различий между правоотношениями в рамках обычного туризма и социального туризма. Эти правоотношения различаются по отраслевой принадлежности, субъектному составу, основаниям их возникновения и т.д. Однако, на наш взгляд, такое обособление социального туризма не способствует его эффективному развитию.

Средства на финансирование социального туризма выделяются преимущественно из Фонда социального страхования РФ и федерального бюджета. Единственная цель социальных туристских поездок в нашей стране - лечебно-оздоровительная. Однако ограничение целей социального туризма необоснованно, поскольку суть социального туризма заключается прежде всего в вовлечении в туристские отношения как можно большего числа граждан, предоставлении им возможности полноценно отдыхать, познавать новое, знакомиться с памятниками истории, культуры, искусства и т.д.

В соответствии с действующем законодательством круг субъектов социального туризма весьма неоднороден, их можно объединить только по одному признаку необходимость получения санаторно-курортных услуг.

В международных правовых актах в качестве социальных туристов чаще называются студенты, инвалиды, пенсионеры. Эти категории граждан, как правило, не обладают достаточными средствами для путешествий. Но определять круг социальных туристов только по признаку финансовой состоятельности не совсем правильно. Ограничение возможности путешествовать может быть связано не только с отсутствием денег, но и с определенным состоянием здоровья (инвалиды, лица преклонного возраста). В связи с этим можно сказать, что выделение денежных средств на социальный туризм не решит проблему. Необходимо создание соответствующих условий для туристических поездок различных категорий граждан. Например, в Германии существуют отели, специально приспособленные для обслуживания лиц с ограниченной подвижностью. Другим примером может служить действующая в мире система молодежных хостелов - дешевых гостиниц по типу студенческих общежитий.

В настоящее время в нашей стране отсутствует надлежащее правовое регулирование социального туризма. Однако развитие данного вида туризма представляется перспективным и необходимым направлением деятельности в Российской Федерации.

Изучение детского туризма - актуальная тема, так как данный вид туризма нуждается в практических разработках и рекомендациях для оптимизации процесса управления.

Многие российские ученые изучали проблемы управления туристским рынком с научной точки зрения (Н.Г.Можаева Можаева Н. Г. Рыбачек Г. В. Организация туристской индустрии и география туризма. - М.:ФОРУМ, 2014., М.В.Асташкина Асташкина М. В. Козырева О. Н. Кусков А. С. Санинская А. А. География туризма. - М.: Альфа-М,2015. С. 432). Главные вопросы, которые рассматриваются в данных исследованиях, касаются сферы туризма в целом. В работах проанализированы процессы, происходящие в туризме, описаны рычаги управления рынком, участники рынка. Но детский туризм данные авторы не изучали.

Непосредственно детский туризм был изучен в трудах следующих ученых: В.А.Волгунов Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Т. 3. № 4. 2009. С. 16-19., Г.С.Суховейко Суховейко Г.С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха. Народное образование. № 2. 2014. С. 9-11., Константинов Ю.С. Константинов Ю.С., Константинова Ю.В. Значение детско-юношеского туризма в развитии межнациональных отношений. Воспитание школьников. № 1.2012. С. 36-40. В указанных работах исследовались социальные и педагогические вопросы развития детского туризма.

А.В.Белов Белов А.В., Косых А.Н. Методологический подходы к определению экономической эффективности детского отдыха и оздоровления (на примере Омского региона) Омский научный вестник. № 7, 2006. С. 211-213., Ю.С.Константинов Константинов Ю.С., Константинова Ю.В. Значение детско-юношеского туризма в развитии межнациональных отношений. Воспитание школьников. № 1.2012. С. 36-40., В.В. Волгунов Волгунов В.А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей/ В.А.Волгунов// Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№2(21).- С. 86-88., Е.Н. Сорочинская Сорочинская Е.Н. Региональные аспекты детского отдыха. Народное образование. № 2. 2014. С. 143- 146. раскрывали аспект проблем детского туризма с экономической точки зрения. Весомый вклад в изучение детского отдыха внесла работа Е.В.Маслаковой. В данной работе была разработана классификация видов детского туризма, рассмотрены и проанализированы продукты, предлагаемые на рынке, уточнена терминология Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л.

Вопросы государственного регулирования детского туризма нашли свое отражение в работах А.М.Ветитнева, Е.В.Оргиной Ветитнев А.М., Оргина Е.В. Региональные особенности организации отдыха и оздоровления детей в новых нормативно-правовых и экономических условиях. Сервис plus. №1. 2012. С. 20-29.

Зарубежные ученые рассматривали место детского отдыха среди исследований в сфере туризма, изучали влияние социально-экономических факторов на школьные путешествия, а также семейный отдых с детьми.

Детский отдых играет огромную роль для государства в силу того, что воспитание культурного, образованного и здорового поколения - один из главных приоритетов России. Это означает, что изучение всех вопросов развития детского туризма является необходимым. Государству необходимо увеличивать финансирование данного вида туризма, ученым - разрабатывать новые подходы к управлению данной сферой Левитская А.А. Государственная политика в сфере отдыха и оздоровления учащихся. Народное образование. № 3. 2012. С. 11-14..

Для более подробного изучения и рассмотрения детского туризма, в первую очередь, нужно изучить его зарождение в качестве отдельного вида путешествий, рассмотреть терминологию, касающуюся данного вида туризма.

На более ранних исторических периодах воспитание и развитие ребенка были обязанностями церкви, а не родителей. Первые упоминания о зарождении детского отдыха появились в эпоху Возрождения. В отношениях между странами Европы произошли кардинальные изменения, которые повлекли за собой создание культурных и научных центров, деятельность которых не попадала под контроль церкви Константинов Ю.С., Константинова Ю.В. Значение детско-юношеского туризма в развитии межнациональных отношений. Воспитание школьников. № 1.2012. С. 36-40..

В Италии была открыта одна из первых специальных школ. Дети разных социальных статусов проходили в ней обучение. Впоследствии сюда стали приезжать из Германии, Франции, Греции. Данная школа называлась "Домом радости". Главными приоритетами школы были сохранение личности, нравственное и умственное воспитание. Здесь обучали античному наследию, давали энциклопедические знания. Следовательно, мы можем сделать вывод, что в эпоху Возрождения начался процесс развития личности ребенка с детского возраста. (таб. 1)

Эпоха Возрождения была первым этапом в развитии детского туризма. Стали возникать такие виды отдыха, как однодневные и многодневные походы с образовательными целями.

После крушения феодализма и промышленной революции, наступил второй этап. Во время него культурные походы стали организовывать учителя. Во время третьего этапа в детском туризме появились загородные лагеря. Создателем детских лагерей был пастор из Швейцарии Бион. В 1873 году ему удалось выкупить загородное поместье на деньги, которые собирались путем пожертвований в течение трех лет. Данное поместье вмещало семьдесят человек; здесь Бион и основал первый лагерь Там же..

Особенностью четвертого этапа была массовость и общественная значимость, так как стали развиваться спортивные лагеря, рассчитанные на тысячи человек, создаваемые для воспитания защитников страны. Инициатором создания таких лагерей стала Великобритания в 1988 году в Швейцарии на международном конгрессе по организации детского отдыха.

Помимо спортивных лагерей стали создаваться патриотические лагеря, прививавшие любовь к Родине с ранних лет. Впервые были созданы они так же в Великобритании.

Таблица 1

Этапы развития детских туристских услуг Составлено автором по: Зоричева Н.М.Управление развитием сферы услуг детского отдыха: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб, 2014. - 18-19 с.

Предпосылки развития

Результат

Эпоха Возрождения XV-XVII века

Создание культурных и научных центров;

Выход их из-под контроля церкви

Образование

Создание специальной школы в Италии;

Ориентация на развитие личности ребенка

XVII- середина XIXвека

Промышленная революция, крах феодализма

Образование

Учителя организовывали однодневные экскурсии для учеников

Воспитание младшего поколения;

Развитие форм детского отдыха

Воспитание;

Образование

Создание детских загородных лагерей

Конец XIX века

Воспитание защитников страны;

Массовость и общественная значимость

Патриотическое воспитание;

Физическое воспитание

Создание детских спортивных и патриотических лагерей

В России можно выделить свои этапы развития детского туризма, но тем не менее, они связаны с мировыми предпосылками. Толчком к развитию туризма стал указ Петра I, который он издал в 1718 году. В нем говорилось о вознаграждении за любые находки, связанные с краеведением. В связи с этим зародились краеведческие походы Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л..

Первый и второй этапы развития детского отдыха в России похожи по целям на первоначальные этапы развития детских услуг в Европе. Первые походы и экскурсии были образовательными.

В 18 веке появилось бесплатное образование, вследствие этого государством стали выделяться деньги на содержание школ. С целью изучения природы и окружающего мира организовывались экскурсии и походы. Следовательно, мы можем сказать, что появление бесплатного образования внесло в процесс обучения культурно-познавательные мотивы, которые являются элементами современного детского туризма.

Оздоровление и окультуривание были главными мотивами детского туризма на третьем этапе развития. В России начали организовывать походы в горы, которые являлись не только познавательными, но и спортивно-оздоровительными. В 1910 году в Пятигорске появилась ученическая гостиница, предлагающая бесплатное проживание и питание, а также снаряжение для походов. Можно сделать вывод, что развитие отдыха для детей тесно связано с политикой государства и его поддержкой Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л..

Но не только признаком прогресса было формирование детских услуг. В начале 19 века в России произошло несколько негативных событий, среди которых Первая мировая война, Гражданская война. Вследствие этого болезни, неурожай и голод, которые отрицательно сказывались на подрастающем поколении. Появилась необходимость в лечении детей в южных регионах. Так были созданы многие детские лагеря, среди которых знаменитый "Артек", существующий и функционирующий и в наше время Ветитнев А.М. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 136 с..

На последующем этапе в 40-60 гг. 20 века развивалась соответствующая инфраструктура для детского туризма: открывались музеи, основывались туристические базы, создавались клубы для детей-туристов.

Таким образом, автор может сделать вывод, зарождение детского туризма в России произошло в 18 веке. На сегодняшний день в данном виде туризма произошло много изменений. Рассмотрим терминологию, используемую в данной сфере.

В Конвенции "О правах ребенка" (1989 г.) дается определение понятия "ребенок". Ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к этому ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В пункте 1 ст.54 Семейного Кодекса Российской Федерации дано следующее определение: "Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Тут же обозначены права ребенка: "Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства" Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 апреля 2015 года) . Всестороннее развитие предполагает наличие условий для отдыха и оздоровления детей, для культурно-познавательного воспитания. В связи с этим, рассмотрим несколько определений понятия "детский туризм".

На двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление №24-12 от 4 декабря 2004 года) был принят модельный закон "О детском и юношеском туризме". Определение из данного закона гласит: "Детский туризм - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются: поход, путешествие, экскурсия" Модельный закон о детском и юношеском туризме (Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-12 на 24-ом пленарном заседании 174 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

В научной работе Е.А.Маслаковой детскому туризму дается следующее определение: "вид туризма, потребителями которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и другими целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника" Маслакова Е.А. Классификация видов детского туризма // Актуальные проблемы управления-2009. 14-я Всероссийская научно-практическая конференция. М.: ГУУ, 2009. - 0,2 п.л..

А.М. Ветитнев дает аналогичное понятие определению детского туризма, что и Е.А.Маслаковой: "Это вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие за пределы мест постоянного проживания с целью отдыха, лечения, оздоровления, образования и другими целями в сопровождении специально выделенных лиц или родителей" Ветитнев А.М. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 136 с..

Сопровождать детей в поездке может быть гражданин, у которого есть необходимые навыки для организации детского отдыха, для руководства группой несовершеннолетних детей. Лицо, ответственное за детей в поездке, должно пройти специальную подготовку, а также получить от родителей доверенность на сопровождение детей Федеральный закон от 24 июля 1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»..

Иностранные ученые трактуют определение детского туризма схоже с определением молодежного туризма. Одно из них звучит так: "Детский туризм, в широком смысле данного определения, направлен на удовлетворение потребностей группы потребителей в возрасте от трех до тринадцати лет" Hanan H Balkhy. Travelling with children. International Journal of Antimicrobial Agents, Volume 21, Issue 2, February 2003, Pages 193-199..

С термином "детский туризм" тесно связано понятие "детского туристского продукта". Е.А.Маслакова в своей диссертационной работе дает следующее понятие термину "детский туристский продукт": "совокупность определенного количества и качества товаров и услуг, а также знаний и умений персонала организаций, обслуживающих детей, необходимых для удовлетворения их познавательных или рекреационных потребностей в том или ином туристском регионе" Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л..

Сфера детского туризма предлагает большое количество услуг: поездки на мероприятия образовательного, спортивного и культурного характера; экскурсионное обслуживание по познавательны маршрутам; оздоровительные услуги и т.д.

Деятельность туроператоров, которые оказывают туристские услуги для детей, должна контролироваться государством. Данные туроператоры должны быть внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Туристские услуги для детей должны оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существует большое количество классификаций видов детского туризма по определенным признакам. Рассмотрим одну из них. (рис.1)

Рисунок 1. Классификация видов детского туризма

Рассмотрим подробнее каждый из видов классификации.

Классификация видов туризма по территориальному признаку подразумевает разделение на внутренний, въездной и выездной туризм. Внутренний туризм - путешествия в пределах границ государства лиц, постоянно в нем проживающих. В сфере детских услуг это могут быть школьные экскурсии, отдых в детских лагерях, поездки на спортивные соревнования, фестивали, конкурсы. Въездной туризм подразумевает прием иностранных туристов из-за границы. При данном виде туризма туристы отправляются путешествовать по другим странам, выезжая за пределы своего государства, в котором они проживают. Применительно к сфере детского туризма, примером могут быть культурно-познавательные туры, международные школьные обмены, выезды в международные лагеря Гарифуллина Р.С. Приоритетные направления развития детского и молодежного туризма в России // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 137-140.

По целям детский туризм может быть культурно-познавательный, деловой, спортивный, оздоровительный, экскурсионный, экологический, этнографический и т.д.

По продолжительности детские туры могут длиться как один день, так и несколько. Сезонность оказывает огромное влияние на продолжительность туров. Так, большое количество поездок совершается во время школьных каникул. Но в то же время детские путешествия могут находится вне данной сезонности и не зависеть от школьных каникул.

Существуют различные способы организации туров в детском туризме это - групповые, индивидуальные и с родителями. Так же виды детского отдыха можно классифицировать в соответствии с видами транспорта, используемого во время тура: водный, автомобильный, железнодорожный, авиационный, немоторизированный. В детском культурном туризме, который сейчас активно развивается в Санкт-Петербурге, реализуется комплексный подход к воспитанию юных путешественников. В основу такого комплексного подхода положена неразрывность образовательного и воспитательного процессов, духовного развития. В литературе практически не рассматривается детский культурный туризм как отдельный объект исследования. Вследствие этого автор дает определение детскому культурному туризму исходя из двух понятий: детский туризм и культурный туризм. Определение детского отдыха уже давалось ранее. Необходимо раскрыть понятие культурный туризм.

М.Д. Сущинская дает следующее определение данному виду туризма: "Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей" Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие // СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 128 с. .

Таким образом, проанализировав два понятия, автор может предложить следующее определение: "Детский культурный туризм - это перемещение детей в возрасте до 17 лет за пределы постоянного места жительства с целью посещения культурных достопримечательностей, участия в культурных событиях, посещения музеев, галерей, театров, концертных площадок и других мест, связанных с получением новой информации культурно-познавательного характера. Путешествие может совершаться в составе группы, возглавляемой ответственным лицом, или при сопровождении родителей".

К сожалению, существует ряд проблем, являющихся сдерживающим фактором развития детского культурного отдыха. В частности, тот факт, что на данный момент эта отрасль является в большей степени источником дохода, нежели приоритетным направлением культурного развития и воспитания детей. Детские путешествия не доступны всем слоям населения, слабо развита инфраструктура, недостаточная информированность потребителей о предлагаемых услугах в детском туризме.

Таким образом, на основании проведенного анализа разных классификаций, автор решил выдвинуть более подробную классификацию детского культурного туризма, которая выделяет его подвиды по способу получения культурных знаний.

Таблица 2

Подвиды детского культурного туризма по способу получения информации Составлено автором по: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Moshnjaga/ - дата доступа 10.05.2015

Название подвида

Посещение культурных достопримечательностей

Кросс-культурные обмены

Участие в культурных проектах

Получение информации

Экскурсионное обслуживание гидов; информационные плакаты в местах расположения культурных достопримечательностей; внешний обзор экспонатов

Общение с представителями других культур; проживание в другом государстве

Участие в проектах, позволяющих окунуться в историю и почувствовать себя участником определенных прошедших событий

Степень вовлеченности

Активное участие/ роль слушателя

Активное участие

Активное участие

Культурный базис

Материальная культура

Нематериальная культура

Материальная + нематериальная культура

Форма существования

Стационарные культурные объекты

Культурное событие

Культурное событие + возможно наличие стационарных объектов

Безопасность

Безопасно для детей (если посещение культурной достопримечательности требует физической подготовки, то все должно быть предусмотрено)

Безопасно для детей (если обмен происходит с экзотическими странами, необходимо наличие прививок и т.д.)

Безопасно для детей (реквизит, используемый в проектах, должен соответствовать технике безопасности)

Дети-туристы имеют возможность получать познавательную информацию по разным каналам и в разной форме. Огромной популярностью пользуется такой способ получения информации, как посещение культурных достопримечательностей (музеев, библиотек, архитектурных памятников и т.д.). В большинстве случаев при посещении данных мест, информацию можно получить от гида либо прочитав ее самостоятельно.

Турист получает знания, участвуя в разного рода событийных проектах, которые так же относятся к культурному туризму. Например, реконструкции битв Великой Отечественной войны - проект, в котором может поучаствовать каждый посетитель и узнать больше об истории своей страны. Еще один пример - знаменитый музей под открытым небом в Австралии под названием "Sovereign Hill". В этом музее представители подрастающего поколения могут узнать историю в интерактивном режиме, познакомиться с живыми экспонатами. Войдя в ворота музея, которые работают как машина времени, туристы оказываются в прошлом. В вышеуказанных проектах используется технология обучения "edutainment", в основе которой лежат образование (education) и развлечение (entertainment) Боголюбова С.А., Зоричева Н.М. Приоритетные направления диверсификации услуг детского отдыха в России. Интернет-журнал Науковедение. №1(14),2013. С. 72..

Еще одним, третьим способом получения информации в детском культурном туризме является кросс-культурный обмен. Главным примером такого обмена являются поездки детей в другие страны с образовательными, познавательными целями, позволяющими детям-туристам познакомиться и изучить особенности культуры и быта того или иного народа, государства, его традиции, исторический и современный уклад жизни Можаева Н. Г. Рыбачек Г. В. Организация туристской индустрии и география туризма. - М.:ФОРУМ, 2014..

Например, в России с 1992 года существует Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд развития Международных Образовательных программ "Интеркультура" (AFS России) -- некоммерческая неправительственная организация. МБОФ "Интеркультура" является продолжателем, начатого Государственным комитетом СССР по науке и образованию, сотрудничества с международной организацией AFS Intercultural Programs (AFS IP) и является членом этой организации. Данная организация осуществляет многонациональные международные культурно-образовательные обмены школьников старших классов. Главная цель организации - межкультурное обучение и глобальное образование, дающее молодым людям знания необходимые для жизни и эффективной работы в любой точке земного шара, способствующее развитию личности, воспитанию толерантности, уважения к другим культурам и жизненным ценностям. Школьники 15-18 лет выезжают в одну из AFS стран на 11 месяцев, семестр или триместр. Участники проживают в принимающей семье на правах члена семьи и учатся в местной государственной школе. Основная программа наиболее полно соответствует AFS миссии, дает возможность молодым людям приобрести жизненный опыт, узнать мир и свое место в нем, выучить иностранный язык.

К началу ХХ века фактически формируются два основных направления развития туризма. Это - коммерческий туризм, организаторами которого являются туристские фирмы и бюро путешествий, делавшие бизнес на потребности, и общественное Движение с целью использования туризма для воспитания необходимых социальных качеств, которое поддерживалось различными добровольными общественными клубами и организациями.

Соответственно, определилась "оппозиция" двух направлений развития туризма: на одном "полюсе" находился коммерческий туризм, организаторами которого были турбюро, делавшие бизнес на потребности в путешествиях; на другом - туризм как средство воспитания определенных социальных качеств. Такой туризм развивался на некоммерческой основе как составная часть деятельности добровольных общественных союзов обществ и клубов. В перспективе это создавало возможности для использования туризма в целях тех или иных социально-политических движений.

К началу века практически все промышленные страны были охвачены в той или иной форме движениями за народный туризм , которые, собственно, стояли у истоков современного социального туризма. Различие между первым и вторым состоит в следующем: народный туризм предполагает участие в туризме представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма, соответствующие их финансовым возможностям; социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные), субсидируемые из государственного бюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами, представителей «социально уязвимых» слоев общества (учащихся, безработных, низкооплачиваемых категорий работников и т.п.).

Исторически социальный туризм адресовался в первую очередь к рабочим и был связан с рабочим движением конца 19-нач. 20 в.в . Потребность в туризме как в рекреационно-познавательной деятельности в свободное время носила объективный характер для индустриального городского пролетариата. Проблема свободного времени рабочего была одной из приоритетных для рабочих организаций и профсоюзов, В то же время туризм рабочих как вид рекреационно деятельность и рабочий туризм - это не одно и то же. Под рабочим туризмом здесь понимаются такие виды туризма, которые рассматривались их организаторами как часть международного рабочего движения, служили его целям и задачам и ориентировались на организованные группы рабочих (профсоюзы и рабочие партии).

В конце 19 - нач. 20 вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений помимо курсов кройки и шитья и распространения литературы занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу.

В 1895 г. в столице Австрии Вене при участии видного деятеля социал-демократического движения Карла Реннера (1870 - 1950, первый президент Австрийской республики после Второй мировой войны) был основан один из самых массовых туристских союзов, связанный с целями рабочего движения, союз "Друзья природы " (Naturfreunde). С 1905 г. движение "друзей природы" распространяется на Германию и Швейцарию, а позже охватывает Францию, Бельгию и Голландию, ряд стран Восточной Европы и даже Испанию. Цели этого союза, который организовывал познавательные экскурсии «выходного дня», пикники на природе, а позже и многодневные поездки, в которых принимали участие сотни людей, перекликались с задачами рабочего движения, которое набирало силу по всей Европе. Именно отсюда берет начало традиция рабочих «маевок», которая со временем органично вошла в социалистическое движение.

В Германии в 1901 г. возникает молодежное движение «Перелетные птицы », цель деятельности которого - привлечение к активным видам туризма, которые понимаются как средство физической закалки и самоутверждения в духе определенных нравственных принципов. Члены этого общества увлекались длительными пешеходными походами с познавательными целями изучения немецкого фольклора.

Международный рабочий туризм, даже если речь шла о поездках в отпуск, рассматривался не только как вид отдыха, но и в первую очередь как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также как средство духовного и интеллектуального развития рабочих . Надо сказать, что в то время представления о пацифистском потенциале международного туризма разделяли представители самых разных слоев общества и носители самых разных политических взглядов. Так, английскому военному министру Томасу Шоу приписывалось известное высказывание: "Войны в прошлом возникали из-за того, что рабочие разных стран не были лично знакомы со своими коллегами по ту сторону границы". Многие рабочие туристские союзы важнейшим направлением своей деятельности считали организацию общения между рабочими разных стран. Для этого открывались курсы иностранных языков, организовывалась переписка; поездки обязательно предусматривали встречи между участниками рабочих союзов.

Вместе с тем, такой туризм имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны.

Серьезным препятствием для вовлечения в туризм широких масс населения были бедность и отсутствие оплачиваемых отпусков. Практически до 30-х гг. 20 века ни в одной из стран не существовало законодательства об отпусках для лиц наемного труда или государственных служащих. Вопросы отпуска регулировались на основе сложившихся традиций или по договоренности между работодателем и работником. Это объясняет преобладание первое время краткосрочных поездок и экскурсий (на выходные дни, пасхальные или рождественские каникулы). Кроме того, подавляющее большинство лиц физического труда в европейских странах жило в крайне стесненных материальных условиях, и свободное время часто использовалось не для отдыха, а для дополнительного заработка. Еще одной причиной, сдерживающей вовлечение в туризм широких слоев населения, было отсутствие привычки к путешествиям, равнодушие к туризму в силу недостатка образования или информации.

Наиболее благоприятные предпосылки для становления широкого социального туризма существовали в Англии, где довольно рано сложилась устойчивая традиция отпусков ("holidays"). Как с завистью писал журнал немецких социал-демократов "Социальная практика" ("Soziale Praxis") в 1903 г., "от владельца фабрики и его жены до самого последнего чернорабочего, горничной и прислуги - у всех есть свои holidays; каждый отправляется за город или на море, в близкие или дальние поездки, в зависимости от того, насколько ему позволяют средства". В некоторых графствах Великобритании существовала система взносов в "отпускную кассу", которая позволяла собирать суммы, достаточные для финансирования поездок в отпуск рабочих и служащих крупных предприятий. На период отпусков на 1-2 недели закрывались фабрики. Государственным служащим с 1908 г. предоставлялся отпуск продолжительностью 6 дней после 3-х лет службы.

Важнейшей проблемой рабочего туризма была необходимость поддержания низкого уровня стоимости туров, приемлемого для рабочих. Любая рабочая туристская организация должна была тем или иным способом добиваться удешевления туристских услуг без существенного снижения их качества. Как правило, это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны.

Размещение в семьях было оптимальным решением, оно значительно удешевляло стоимость поездки (участникам приходилось оплачивать только транспортные услуги, а валютные затраты турбюро сводились практически только к выдаче весьма скромных сумм на карманные расходы). Кроме того, такая форма размещения соответствовала идеологическим целям международного рабочего призма - сближению народов через межличностное общение. Но самое главное - эта форма туризма оказалась наиболее приемлемой для самих участников поездок Многие участники организованных туристских поездок в составе групп, завязав личные контакты с коллегами за границей, потом предпочитали ездить на индивидуальной основе (семья к семье).

Другим способом снижения стоимости туристских услуг стало приобретение или аренда дешевых помещений с последующим их переоборудованием под средства размещения. Так, в Вене уже в 1900 г. был построен так называемый приют друзей природы, а в 1930 г. Друзья природы в одной Германии располагали более чем 200 «приютами».

Правда, такие средства размещения могли располагаться не в самых привлекательных с точки зрения рекреационно-познавательного туризма районах, но это скорее соответствовало политическим целям рабочего туристского движения, которое мыслилось как часть международного рабочего движения и противопоставлялось буржуазному туризму как части буржуазного образа жизни.

В 1910 г. по инициативе общества «Перелетные птицы » была открыта простейшая и дешевая молодежная ночлежка - хостель , которая получила большое распространение в европейских странах уже после 1 мировой.

Туризм в экономике России пока занимает еще скромное место. На его долю приходится около 4% валового внутреннего продукта (ВВП). В 2012 году объем внутреннего турпотока составил около 33,5 млн. человек.

В 2013 году по данным Всемирного экономического форума, Россия заняла лишь 59 место из 139 государств мира в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе. Однако, последние годы отмечается положительная динамика развития туризма, в частности, внутреннего. Среди видов туризма важное место занимает социальный туризм.

Исторически социальный туризм в РФ реализовывался через санаторно-курортный комплекс и был неразрывно связан с рекреационной деятельностью людей, которая представляется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей.

В России туризм стабильно развивался до 90-х годов XX века. В то время он представлял собой впечатляющую по масштабам деятельности картину. В стране действовали 96 тысяч туристских секций и клубов туристских коллективов, 927 городских и районных клубов и советов по туризму и экскурсиям. Профсоюзными организациями было открыто более 3 тысяч турклубов, в мероприятиях выходного дня принимали участие более 30 миллионов человек. К началу 90-х годов мероприятиями социального туризма было охвачено почти 300 миллионов туристов и экскурсантов. Организации Центрального совета по туризму и экскурсиям обслуживали ежегодно до 45 миллионов человек. В этой системе работали свыше 960 туристских гостиниц, кемпингов и баз на 477 тысяч мест. Тогда было разработано более 20 тысяч маршрутов-походов по родному краю.

В самодеятельном туризме принимали участие до 27,5 миллиона туристов. Работали 925 бюро путешествий и экскурсий. В межнациональное общение через туризм было вовлечено более 40 миллионов юношей и девушек. Из них 1,5 миллиона выполнили нормативы туристских экспедиций.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг -365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

Нерешенные проблемы показывают актуальность данной темы для современной России. В такой ситуации важную регулирующую и контролирующую роль должно играть государство, что требует анализа приоритетных форм и методов государственного регулирования социального туризма в РФ.

Социальный туризм в России сегодня выходит на новый этап развития в условиях рыночной экономики, в государственном регулировании которого необходимо сочетать применение зарубежного опыта с особенностями российского развития. Важно восстанавливать и создавать социальный туризм, разработка которого требует новых подходов в организации государственного регулирования, соответствующих развитию рыночных отношений и новых форм собственности .

Современное самостоятельное развитие отрасли без государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма. В этих условиях доля социального туризма как явления советского периода значительно уменьшилась. Постоянно растущие тарифы на транспорт, продукты питания, различные услуги, а также прекращение дотаций туристским учреждениям и их недостаточное финансирование со стороны различных ведомств и фондов сокращает число потенциальных туристов.

Социальному туризму, как фактору развития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массу негативных социальных моментов. Прежде всего, она резко увеличивает социальную напряженность в обществе. Рост доходов населения не поспевает не только за ростом стоимости услуг в сфере туризма, но и за ростом стоимости других элементов, характеризующих жизненный уровень населения. В результате потребность людей в отдыхе является наименее удовлетворенной среди основного круга социальных потребностей. Около 80% населения являются потенциальными клиентами социальных форм туризма, но на практике реализуют свой отдых только каким-либо самодеятельным способом, даже не задумываясь об услугах туристских фирм .

Общая неудовлетворенность в отдыхе влечет за собой и другие проблемы. Это вопросы сохранения и профилактики здоровья населения, рационального использования свободного времени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, общее проблемы снижения жизненной активности и межличностных контактов и многие другие.

Состояние современного российского общества требует развития социального туризма, которое позволило бы вовлечь в туристские путешествия миллионы россиян, открыло бы широкие возможности оздоровления, познания, приобщения к культурным ценностям средствами туризма, способствовало бы переориентации большинства населения на иные социальные и политические ценности, то есть в сторону здорового образа жизни и духовности. Об этом говорилось в докладе «О развитии курортно-рекреационного комплекса РФ» на заседании президиума Государственного совета РФ 23 июля 2004 года в Геленджике. А сегодня проблема стоит только еще острее, актуальнее. Очевидно, без привлечения крупного бизнеса в развитие отечественного туризма нам не решить вопросы развития социального и самодеятельного туризма.

Для того чтобы в нашей стране успешно функционировал и реализовывался социальный туризм во всех его проявлениях, необходимо совершенствование существующего механизма государственного регулирования данной сферы.

До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Иными словами, даже на бумаге и тем паче на деле упомянутый закон в этой своей части изначально превратился лишь в декларацию, стал благим желанием, но не более. Связанные с ним ожидания граждан на поверку оказались напрасными. Дело не только в том, что у государства на это нет денег и не предвидится, а в том, что такие бюджетные траты почти не нужны. Ошибочно взваливать финансирование социального туризма целиком на плечи государства. Во всем мире он самофинансируется да еще и существенно пополняет государственную казну. Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей.

В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 миллионов российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня.

Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные (в прошлом - пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база омертвлена, более чем на три четверти пришла в негодность.

Проблемы в социальном туризме в России начинаются с того, что в законодательстве нет регламентирующих документов, которые определяют, кто из туристов, на какие путешествия, где и когда может получить полагающиеся ему бюджетные средства. Призванный внести конкретику закон «О социальном туризме» разрабатывается с середины 1990-х годов, но до сих пор не принят, а значит, большинство вопросов, касающихся выделения бюджетных ассигнований льготным категориям путешественников, не урегулированы.

Тем не менее государство не отказывается от финансирования этой сферы. Регионы получают деньги из федеральной казны на организацию социальных туров. Например, на Камчатке на эти цели ежегодно выделяется до 5 млн рублей. Деньги перечисляются туристическим фирмам, а сами социальные туры распределяются министерствами, связанными с социальным обеспечением.

Программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Сюда же можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма.

Государственное финансирование санаторно-курортного комплекса осуществляется через федеральный бюджет и фонд социального страхования (ФСС). Практически все федеральные органы власти, имеющие на балансе пансионаты и дома отдыха, будут финансироваться с ежегодным ростом в размере 7-12%.

К сожалению, проблемы социального туризма в России не исчерпываются неопределенностями процедур поддержки льготных категорий путешественников и недостатком бюджетных средств на эти цели. Сложности возникают и с инфраструктурой.

Доступность в социальном туризме подразумевает, что маломобильный гражданин может самостоятельно сесть в экскурсионный автобус, в поезд, в самолет, воспользоваться приспособленным для инвалидов-колясочников номером в гостинице и так далее.

Вот почему законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально-ориентированного туризма. Имеется в виду необходимость законодательно снова сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали дешевые туры по России. Если появятся в изобилии разнообразные туристские услуги по доступным ценам, платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах сразу возрастет. Люди стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну, хотят, чтобы это стало доступно детям, чтобы путешествия по России духовно обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это нормальная, стойкая, всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена.

Данный закон на данном этапе находится в рассмотрении.

Принятие этого закона - это прежде всего, выиграют слабозащищенные слои населения. Иного шанса у них в этом смысле нет. Возрождение социального туризма - фактор сближения людей и народов наших стран.

Опорные моменты законопроекта:

  • - это действенный механизм самофинансирования, включая базовый стандарт доступности социального тура, фонды развития социального туризма, социальную туристскую ренту и т.д;
  • - это механизм самоуправления, координации и партнерства посредством межведомственных комиссий с участием представителей туристской общественности и другие.

В соответствии с социальными реформами, проводимыми в настоящее время в Российской Федерации, происходит монетизация социальных льгот населения, базирующаяся на введении понятия единого социального пакета. Наряду с льготированными медицинскими, транспортными и другими услугами, в единый социальный пакет в качестве меры социальной поддержки, установленной федеральным законодательством с 1 января 2005г. включены услуги санаторно-курортного лечения. В число пользователей единого социального пакета попало около 32 млн. российских граждан, в т.ч. инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, ветераны боевых действий, ряд категорий военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, инвалиды 1-3 гр., дети-инвалиды и др., что явится составной частью их материального жизнеобеспечения.

По некоторым оценкам потребность в санаторно-курортном лечении имеют 60% взрослого населения и 40% детей. Оно особенно важно для больных, нуждающихся в реабилитационно-восстановительном периоде.

Совершенно очевидно, что решить все социально-демографические проблемы только с помощью санаторно-курортной и туристской сферы невозможно. Однако обдуманная государственная политика финансирования этой сферы является одним из элементов реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

В эпоху глобализации оздоровление нации является одной из важных задач современного общества. Одним из перспективных направлений индустрии туризма выступает лечебно-оздоровительное, особенностью которого является комплексный подход к человеку, предусматривающий возможность лечения различных видов заболеваний, в том числе в санатории.

В последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма претерпевает изменения. Традиционные санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха пожилых людей и превращаются в полифункциональные оздоровительные центры, рассчитанные на широкий круг потребителей. Такая трансформация курортных центров обусловлено двумя причинами. Первая кроется в изменении характера спроса на лечебно-оздоровительные услуги. Модным становится здоровый образ жизни, в мире становится больше людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. Преимущественно это люди среднего возраста, предпочитающих активный отдых и часто ограничены во времени. По мнению многих экспертов, потребители такого типа будут главными клиентами санаторных курортов и гарантией процветания лечебно-оздоровительного туризма XXI века.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал