Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Контроль за деятельностью нпф осуществляет. Федеральным органом осуществдяющим контроль за нпф является. Что такое НПФ

Современное российское законодательство позволяет работающим гражданам хранить свои пенсионные отчисления не только в структурах ПФР, но и в негосударственных пенсионных фондах.
Первые организации такого рода появились в России еще в 90-х годах прошлого столетия. Добро на их создание дал президентский указ №1077, подписанный гарантом конституции 16 сентября 1992 года. Документ приобрел силу закона на основании чрезвычайных полномочий, которыми наделили главу государства на время проведения интенсивных экономических реформ. В рамках этого этой программы в последующие два года было учреждено почти 350 различных организаций, в той или иной степени относящихся к негосударственным пенсионным фондам. До конца 1996 года на ведение некоммерческой деятельности с пенсионными накоплениями граждан было выдано всего 26 разрешений. Эти документы регламентировали работу НПФ и позволяли им: формировать активы через привлечение денежных средств юридических лиц; передавать полученные средства компаниям, специализирующимся на управлении активами; осуществлять в течение длительного времени или пожизненно регулярные денежные выплаты любым категориям граждан. К началу 1998 года разрешительные бумаги на такой род деятельности получили уже 252 структурных организации и в течение последующих 10 лет эта цифра практически не изменялась.
С середины 2008 года количество НПФ начало резко сокращаться. Часть субъектов самоликвидировались в результате банкротства, а мелкие компании пошли на слияние с более крупными за счет изменений в действующем законодательстве.
Весной 2016 года российское правительство под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева уделило очень много внимания рассмотрению законопроекта, обязывающего акционеров НПФ в полном объеме компенсировать финансовые убытки, причиненные клиентам. «Если в результате проверки будет установлено, что количество денег на клиентских счетах снизилось из-за неразумного инвестирования, проведенного в интересах третьих лиц, все потери акционерам фонда придется восстановить. Это убережет управляющих делами от пагубного желания использовать доверенные финансы в целях личного обогащения» - выступая перед министрами, заявил г-н Медведев и порекомендовал как можно быстрее проработать документ с экспертами и внести на рассмотрение в Госдуму. «Мы должны всеми возможными средствами защитить людей, доверивших свои страховые и пенсионные накопления частным инвесторам и негосударственным фондам. А этот закон станет эффективным инструментом контроля за нечистыми на руку финансистами» - заметил премьер-министр. Слова главы правительства были приняты к сведению, и рабочая группа взялась за проект с удвоенной силой.
Каждый негосударственный пенсионный фонд находится под пристальным контролем различных проверяющих органов. Ежегодно финансовую деятельность организации тщательно изучают Федеральная налоговая служба, Департамент общих коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ РФ, главный офис ПФР и государственная счетная палата. Кроме того, бухгалтерские отчеты обязательно просматривают на соответствие независимые актуарий и аудитор. Один раз в квартал проверки проводят налоговая служба РФ и служба БР, курирующая финансовые рынки. Раз в неделю состояние дел в негосударственной структуре изучает ПФР, а ежедневно – представитель специального депозитария. Каждая из этих служб составляет собственный отчет и подает его фискальным органам со своими замечаниями и пожеланиями. На основании этих данных лицензию на деятельность организации продлевают или аннулируют.
Список российских негосударственных организаций, предоставляющих гражданам услуги по управлению страховыми пенсионными накоплениями, велик и обширен. Но и в этом многообразии всевозможных структур и компаний существует свой собственный рейтинг, определяющий лучших представителей отрасли. В первую пятерку входят самые эффективные по доходности и надежности предприятия.
НПФ «Сбербанк» Имеет высокий уровень прибыльности, большой опыт в разнообразных финансовых операциях, мощную базовую основу в виде крупного госпредприятия (Сбербанка России) и наивысший предельно возможный уровень надежности (ААА). В этом фонде хранят свои сбережения более 4 миллионов человек, а число клиентов, заключивших договор ОПС, превышает 1 миллион.
НПФ «Промагрофонд» Не слишком крупный, но чрезвычайно популярный фонд с активно растущей клиентской базой. С момента основания не имеет глобальных финансовых проблем, не терпит убытков и стабильно демонстрирует высокую доходность инвестиций.
НПФ «Газфонд» Среди конкурентов выделяется чрезвычайно высоким процентом доходности. Относительно легко пережил самые сложные моменты кризиса и сумел сохранить за собой лидерские позиции на рынке финансовых услуг. Пользуется доверием у граждан и регулярно проводит все необходимые выплаты.
НПФ «Лукойл» Один из самых старых фондов России. Учрежден в 1994 году, а с 2006 года имеет бессрочную лицензию на ведение деятельности. Содержит отделения в 80 российских городах 54 региональных округов. В 2011 году совершил поглощение трех более мелких фондов, тем самым увеличив долю капитала и расширив географию присутствия на территории государства.
НПФ «Гефест» Образован в 1993 году и с 2004 года работает по бессрочной лицензии. Надежный, доходный, с хорошим инвестиционным портфелем. Имеет филиалы в различных федеральных округах и предоставляет гражданам широкий спектр услуг по приумножению пенсионных накоплений.
Эти фонды ежегодно входят в рейтинг самых популярных и востребованных, не имеют проблем с фискальными органами и в течение многих лет четко выполняют все взятые на себя обязательства.

Высшим органом управления большинства НПФ является Совет фонда. Он формируется исключительно учредителями; вкладчики и участники не принимают участия в этой процедуре. К компетенции Совета уставы фондов обычно относят:

· решение стратегических вопросов деятельности фонда;

· утверждение и изменение важнейших документов (устава, правил Фонда);

· определение инвестиционной политики;

· утверждение годового отчета о работе фонда, плана работы на следующий год, сметы расходов;

· назначение исполнительных органов фонда и формирование Попечительского совета.

Периодичность заседания Совета в разных фондах обычно составляет от раза в месяц (на этапе создания и развертывания деятельности фонда) до раза в год (на этапе спокойного функционирования). Иногда проводят аналогию между Советом фонда и собранием акционеров акционерного общества. Данная аналогия вполне правомерна, так как и собрание, и Совет являются высшими органами управления соответствующих юридических лиц. 11 http://npf.investfunds.ru/reform/encyclopedia/5/

Оперативное управление деятельностью фонда обычно осуществляет специально назначенный исполнительный орган. Он может быть единоличным (генеральный или исполнительный директор) и/или коллегиальным (дирекция, правление). В его компетенцию входит:

· организация текущей работы фонда;

· заключение договоров с клиентами;

· подбор сотрудников и оформление отношений с ними;

· заключение договоров на управление активами и контроль над деятельностью управляющих;

· начисление пенсий и организация их выплат.

Исполнительный орган формируется Советом и подотчетен ему, однако степень предоставляемой исполнительному органу свободы может быть довольно большой (зависит от активности работы Совета).

В некоторых фондах создаются ревизионные комиссии. Основы их деятельности обычно прописываются в уставах фондов. Фактически же для учредителей ревизионные комиссии -- это инструмент контроля над исполнительным органом фонда.

Надзор над деятельностью фонда осуществляет Попечительский совет. Он может включать представителей предприятий и организаций -- вкладчиков фонда, представителей профсоюзов, рядовых участников или уважаемых людей со стороны. Как правило, фонды не устанавливают квот представительства тех или иных групп в попечительском совете.

Деятельность Попечительского совета может заключаться в:

· предварительном утверждении годового отчета;

· предварительном согласовании важнейших решений фонда;

· ознакомлении с деловой документацией фонда. 11 http://npf.investfunds.ru/reform/encyclopedia/5/

Обеспечение гарантий сохранности и устойчивого прироста пенсионных накоплений в любой стране является необходимым условием для существования и дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов. Это, прежде всего жесткий контроль со стороны государства.

Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР России) лицензирует деятельность НПФ, регистрирует их правила, а также осуществляет общий государственный надзор за деятельностью всех НПФ и компаний, управляющих их активами. 11 Хмыз О. Проблемы НПФ. [Текст] М.: Вопросы экономики. - 2007.

Все фонды в обязательном порядке предоставляют годовую, квартальную и месячную отчетность о своей деятельности в ФСФР России.

Соблюдение установленных нормативов размещения резервов помимо ФСФР России в ежедневном режиме контролирует специализированный депозитарий, имеющий лицензии на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Каждый НПФ обязан формировать внутренний страховой резерв, который используется для пополнения резервов покрытия пенсионных обязательств в случае недостатка последних и не может быть менее 5% от размера средств пенсионного резерва.

В соответствии с действующим законодательством в каждом НПФ осуществляется внешний аудит и независимое актуарное оценивание. Аудиторское заключение и актуарный баланс предоставляется в ФСФР России. Годовой отчет и бухгалтерский баланс НПФ в обязательном порядке публикуются в открытой печати. Итоги работы каждого фонда за год проверяет Ревизионная комиссия, рассматривает и утверждает Совет фонда.

Важной гарантией надежности негосударственного пенсионного фонда является объем его собственных средств, в том числе размер совокупного вклада учредителей. Данные средства, так же как и страховой резерв, будут направлены на покрытие пенсионных обязательств фонда в случае дефицита пенсионных резервов. 22 Марохин В.В.//Негосударственне фонды: «Что мешает инвестициям»//«Социальная защита»

1. Что такое НПФ?

Ответ

Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам систем негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Вопрос

2. Как осуществляется контроль за деятельностью НПФ?

Ответ

Система государственного контроля.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
. лицензирование деятельности НПФ;
. установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
. установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования;
. оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками.

Система внутреннего контроля
Совет Фонда
Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.
Попечительский совет
Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав участников, вкладчиков и застрахованных.
Ревизионная комиссия
Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, правильность выплат пенсий.

Внутренний контролер

Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (далее - контролер) или отдельным структурным подразделением (далее - служба внутреннего контроля). Контролер, руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, назначаются на должность и освобождаются от должности советом фонда. Контролер и служба внутреннего контроля независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету фонда.

Система межведомственного контроля
Специализированный депозитарий
Осуществляет ежедневный контроль за соблюдением фондом состава и структуры инвестиционного портфеля
Аудитор
Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ
Актуарий
Ежегодно проводит актуарное оценивание результатов деятельности фонда на предмет соответствия пенсионных резервов фонда обязательствам по выплате пенсии

Вопрос

3. Можно ли самому узнать и проверить информацию о деятельности АО НПФ "Атомгарант"?

Ответ

Вся информация о деятельности фонда является открытой. Вы можете получить ее на сайте в разделе , из СМИ, на официальном сайте ФСФР, непосредственно обратившись к сотрудникам Фонда. Не реже одного раза в год фонд обязан информировать своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии их пенсионных счетов. Также ежегодно фонд публикует в открытой печати свой годовой отчет.

Вопрос

4. Чем АО НПФ «Атомгарант» отвечает по своим обязательствам перед вкладчиками/участниками/застрахованными?

Ответ

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.


Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, можете задать его нашим специалистам.


При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации. (п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 427-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.1.

Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе: утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании; утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ; (см.

Вопрос-ответ

В их компетенцию входит:

  • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
  • изменение и утверждение документации;
  • направление инвестиционной политики;
  • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
  • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год.

Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т.
к. и те, и другие являются органами высшего управления.

Внимание

Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц.

Регулирование негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд – его правовое регулирование со стороны государства четко прописано в Законе №75-ФЗ. НПФ, в соответствии с законодательством, является некоммерческой организацией.
К видам его деятельности можно отнести:

  • деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением, предусмотренная заключенными договорами с участниками фонда;
  • выступление в роли страховщика, по договорам «Обязательного пенсионного страхования»;
  • страховая деятельность по профессиональному страхованию пенсии.

Обратите внимание! Учредители не имеют право на распоряжение имуществом фонда! НПФ несет ответственность за все имеющееся у него имущество. Как только он проходит государственную регистрацию права, ему тут же присваивается статус юридического лица.


Учредительным документом является устав, который принимается учредителями фонда.

An error occurred.

Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:

  • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
  • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
  • аккумулирование взносов и накоплений;
  • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
  • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
  • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ.

Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии; 8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов; (в ред.
Центральный банк РФ — Служба Банка России по финансовым рынкам) Координация деятельности ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Контроль за использованием средств бюджета ПФ РВ Правительство РФ, Счетная палата, Наблюдательный Совет ПФР, Ревизионная комиссия ПФР, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство труда и социальной защиты РФ Контроль за правильностью начисления и уплатой страховых платежей Налоговые органы Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней Органы ПФР Следует отметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств ПФ РФ как федеральной собственности и, в соответствии с нормами ст.

Федеральным органом осуществдяющим контроль за нпф является

Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления; (в ред.
Смотрите также Порядок выбора Негосударственного Пенсионного Фонда Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов внешне осуществляют:

  • специально предназначенный депозитарий;
  • независимый эксперт в области аудита;
  • независимый актуарий.

Общественный контроль Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.

Инфо

Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить.


Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.

Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.

В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 2.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал